институтов, выражать нормативные суждения; интегрировать обращение какой-то части
общества или социальной группы ко всему обществу по поводу принятия тех или иных
политических решений.
Долгие годы институты общественного мнения в нашей стране не функционировали. В
последнее время положение коренным образом изменилось. Институты общественного
мнения (например, ВЦИОМ — Всероссийский Центр изучения общественного мнения)
теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех уровнях: они проводят
конфиденциальные опросы по заказу политических группировок для выяснения отношения
к принимаемым решениям и лидерам, к их политическим программам; они находятся в
центре теле- и радиопередач, которыми средства массовой информации стараются
превратить телезрителей в судей «клятвенных обещаний» и действий политиков. Пресса
заказывает проведение опросов по актуальным проблемам политики. Утверждение
институтов общественного мнения свидетельствует о превращении массового сознания в
один из объектов политического руководства и специализированной коммуникативной
стратегии и тактики. Общественное мнение может искажать подлинную картину в силу его
подверженности воздействию различных социально-психологических явлений (подражание,
массовый страх, эйфория победы, влияние имиджа лидеров и т. п.). В жизни наблюдаются
нередкие случаи манипуляции общественным мнением, распространение подтасованных
мнений, полученных от неискушенных в правилах политической игры респондентов.
Политическое манипулирование — это скрытое управление политическим сознанием и
поведением с целью принудить людей действовать (или бездействовать) вопреки
собственным интересам. Манипулирование основано на лжи, обмане, внедрении в массовое
сознание социально-политических мифов, иллюзорных идей, утверждающих определенные
ценности и нормы, воспринимаемые преимущественно на веру без рационального,
критического осмысления.
В течение длительного времени было выработано множество приемов манипулирования.
К ним относятся: прямая подтасовка фактов; замалчивание неугодной информации;
распространение лжи и клеветы; полуправда (когда наряду с достоверной информацией
подается ложь с вполне заданной направленностью); наклеивание ярлыков, вызывающих у
людей определенные негативные ассоциации (например, человека, отстаивающего
национальные интересы, называют «фашистом», предателем интересов государства. Можно
вспомнить 70-е годы ХХ столетия, когда все средства массовой информации по заказу
власти сформировали негативное общественное мнение в отношении к академику
А.Д.Сахарова , открыто критиковавшему и обличавшему советский политический режим).
Особенно активно манипулирование общественным сознанием проводится во время
избирательных кампаний. С этой целью широко используются публикации данных
социологических опросов по тому или иному кандидату, партии, объединению. Публикация
опросов в виде так называемых «рейтингов» побуждает людей принимать решения в пользу
тех или иных кандидатов по соображениям отношения к нему других людей, а не по
собственным оценкам и критериям. Для того, чтобы быть эффективным, манипулирование
должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под
воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.
Существенным препятствием для манипулирования является собственный опыт людей, а
также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые
и друзья, коллеги. Однако политическое манипулирование, особенно при монополии его
инициаторов на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти
барьеры, поскольку верификационные (проверочные) возможности индивидуального и
группового опыта применительно к политике ограничены и допускают различные
интерпретации. Так, например, провал экономической политики правительства можно