неограниченные возможности в формировании общественного мнения по тому или иному
кругу вопросов и превращают СМИ в «четвертую власть». Средства массовой информации
выполняют следующие функции:
1. Информационно-образовательная деятельность — это важнейшая функция СМИ.
Адекватно судить о политических событиях и процессах можно лишь в том случае, если
умеешь правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
Разумеется, что СМИ не мо гут обеспечить систематическое и глубокое усвоение
политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений — школ,
университетов и т. п. И все же СМИ, сопровождая человека всю жизнь, в значительной мере
влияют на восприятие им политической и социальной информации. Образовательная роль
СМИ тесно связана с функцией социализации, по существу перерастает в нее. Но если
политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет
познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает
интернационализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов
поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности в сфере
политических отношений.
2. Функция критики и контроля
.
Особенностью этой функции является широта или
даже неограниченность объекта критики, которым может быть и президент, и
правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной
политики, и сами СМИ. Контрольная функция основывается на авторитете общественного
мнения, а в демократических обществах — на авторитете закона. СМИ проводят собственные
журналистские расследования, после опубликования которых порой создаются специальные
парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические
решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и
несовершенстве специальных государственных институтов контроля. В условиях же жестких
политических режимов сами СМИ находятся под неусыпным контролем со стороны власти,
для чего создаются и функционируют институты политической цензуры средств массовой
информации.
3. Конструктивная функция
обеспечивает представителям различных общественных
групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять
единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и
представлять в общественном мнении свои интересы. В современном обществе доступ к
СМИ — необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого
доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и не способны получить массовую
поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и
телевидения. СМИ - это своего рода корни, с
помощью которых получает жизненные силы
любая политическая организация.
4. Мобилизационная функция
.
Она выражается в побуждении людей к определенным
политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.
СМИ обладают колоссальными возможностями влияния на разум и чувства людей, на их
образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и мотивацию политического поведения.
Некоторые ученые выделяют ещё такие функции СМИ, как инновационную
,
которая
способствует ускорению политических изменений путем широкой и настойчивой
постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и
общественности; оперативную — обслуживание политики определенных партий и
ассоциаций; формирование общественного мнения. Общественное мнение — это выражение
отношения членов общества к событиям и явлениям общественно-значимого характера. По
своему содержанию общественное мнение может быть многосмысловое: оно может
оценивать события, фиксировать определенную информацию о деятельности политических