Стр. 107 - 2

Упрощенная HTML-версия

только разумное, но и неразумное, не только целесообразное но и нецелесообразное. Здесь
действуют явления, связанные с верой, надеждой, человеческими страстями и чувствами,
любви и ненависти.
Политико-психологические явления оказывают неоднозначное воздействие на поведение
субъектов: они могут выступать как организующее начало, так и дезорганизующее,
стимулирующее и тормозящее, активизирующее и парализующее активность, созидательное
либо разрушительное и т. п. Без конкретного анализа и оценки конкретной политико-
психологической ситуации трудно понять механизмы политических процессов, протекающих
в том или ином политическом режиме.
В массовом политическом сознании отражается широкий спектр разнородных
представлений и взглядов: от элементов объективного знания до ложного и даже
извращенного отражения действительности, от чувственных образов до абстракции, от
эмпирических сведений до фрагментов теоретических концепций, от рационального до
иррационального отражения, от радикального видения политической реальности до
консервативного.
Особенностями
массового
политического
сознания
являются
разнородность, противоречивость, бессистемность, стереотипизация суждений,
формирование во многом эмоционально-психологических мотивов. Массовое сознание
специфично для каждой страны, социальной общности и, конечно, для различных
политических режимов.
8.2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Основными средствами функционирования политического сознания являются средства
массовой информации и общественное мнение. СМИ — это учреждения, созданные для
открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария
различных сведений любым лицам. Отличительными чертами СМИ являются:
- публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;
- наличие специальных технических приборов, аппаратуры;
- непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных
партнеров;
- однонаправленность взаимодействия от передатчика информации (коммуникатора к ее
получателю (рецепиенту) и невозможность перемены их ролей;
- непостоянный, размытый, дисперсионный характер их аудитории, которая обращается к тому
или иному источнику информации от случая к случаю.
К СМИ относятся периодические издания - газеты, журналы — массовые справочники,
радио, телевидение, кино - и звукозапись, видеозаписи. В последнее десятилетие широкое
распространение получили средства электронных текстовых коммуникационных систем
видео-экранных и кабельных текстов, включая систему Интернет. Наиболее сильное
политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и прежде всего радио и
телевидение. CMИ иначе называют «четвертой властью», подразумевая под тремя первыми
— законодательную, исполнительную и судебную. Политическая роль СМИ обусловлена
прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по
производству политической информации, т. е. тех сведений, которые имеют общественную
значимость и требуют внимания со стороны государственных органов, оказывают на них
воздействие. На основе транслируемой информации у граждан формируется мнение о
деятельности правительства, парламента, партий, политических лидеров и других
политических институтов, о состоянии дел в различных сферах жизни и т. д. Именно