Стр. 106 - 2

Упрощенная HTML-версия

существуют противоречия. Так,
на определенном этапе послеоктябрьского развития нашей
страны, да и других стран, ориентированных на социализм, в идеологии и политике правящей
партии возникло и нарастало расхождение первоначальных теоретических определений
социализма с политической практикой. В результате эти определения не были адекватным
отражением реального общественного процесса жизни, а фактическое бытие оказалось
далеко не достойным того, чтобы его называть разумной социалистической
действительностью. Неизбежным следствием образовавшегося противоречия стала
деформация или даже фальсификация политической теории, распространение догматизма и
идеологического мифотворчества. Будучи интегрированными в партийную политику, они
превратились в идеологические опоры авторитарно-бюрократической системы.
Политические концепции, программы, установки, проекты, лозунги и т. п.,
сформулированные лидерами и институтами власти и управления, прежде чем воплотиться в
реальную жизнь, так или иначе воспринимаются (или не воспринимаются) широкими
слоями населения. Отсюда роль такой формы, какой является массовое сознание. Массовое
политическое сознание детерминируется главным образом особенностями своего носителя.
В отличие от других форм сознания — классового, национального, этнического,
профессионального — носителями массового политического сознания выступают «особые
совокупности индивидов, именуемых массами». В их числе: участники политических
движений, аудиторий средств массовой информации, субъекты массовых политических
кампаний, например, электорат и другие. Существенная черта такого рода общностей — их
смешанный характер. Восприятие политической реальности на уровне массового сознания
носит поверхностный характер, явления оцениваются по внешним признакам и в
большинстве случаев с точки зрения повседневных нужд и ближайших интересов.
Политическое сознание каждого народа, любой социальной общности формируется и
функционирует под влиянием свойственного им менталитета. Понятие ментальности
означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и
эмоционального. Это глубинный, трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и
веры, чувств, эмоций. Это дополнительная, доидеологическая основа политического
мышления.
По своему содержанию ментальность представляет совокупность устойчивых
характеристик и элементов сознания: эмоций, настроений, установок и связанных с ними
моделей политического поведения. Когда говорится о ментальности, то имеются в виду не
какие-то вполне осознанные принципы, а то, что составляет их предпосылку и источники в
индивидуальном политическом мышлении.
Н. Бердяев, описывая национальную специфику сознания россиян, уловил ряд моментов
менталитета. В частности, он отметил присущую русскому народу мессианскую идею. Она
проходит, согласно Н. Бердяеву, через всю историю, вплоть до идеи коммунизма. Автор
подчеркнул также склонность русского народа к анархии и вместе с тем к покорности власти.
Русский народ, писал Н, Бердяев, всегда смотрел на власть как на зло и тем не менее был
покорен государству Он либо бунтует против государства, либо покорно несет его гнёт,
охотно служит огромной империи. Сегодня это отчетливо проявляется: время эйфории от
свободы кануло в лету, россияне приветствуют выстраиваемую Президентом вертикаль
власти, которая наведет, с их точки зрения, порядок в стране и решит их многочисленные
проблемы. Упование на власть в решении социально-экономических и политических
противоречий – также одна из черт российского менталитета.
В политическом сознании достаточно четко выявляется роль
психологического
компонента. Политическая психология объемлет собою всю совокупность чувств,
переживаний и умонастроений, связанных с политической деятельностью и отношениями.
Вступая в мир политической психологии, мы сталкиваемся с необходимостью осмыслить не