Стр. 105 - 2

Упрощенная HTML-версия

«влево». Оно стало «более смелым», менее скованным в отношении политической сферы.
Сыграл свою роль опыт массовых реформистских выступлений конца 60-х — начала 70-х гг.
Однако
к середине 70-х эта тенденция постепенно нейтрализуется другой — резким взлетом
консерватизма в умонастроениях людей и сужением влияния реформизма. Окончание 70-х и
начало 80-х.гг. знаменуют резкий сдвиг вправо — приход к власти в ряде стран
консервативных сил. На исходе 80-х гг., отмеченная автором тенденция еще более усилилась,
что было обусловлено кризисом и распадом существовавшей модели социалистической
общественной системы в странах Восточной Европы и в СССР. В начале ХХ1 века вновь
отмечается сдвиг «влево», когда некоторые политические группировки требуют лояльного,
снисходительного отношения к террористам, представителям сексуальных меньшинств и т.п.
Таким образом, политическое сознание как одна из форм общественного сознания
формируется на основе политической практики и характеризуется конкретно-историческим
содержанием, динамизмом и изменчивостью. Оно определяется теми социальными нормами
и принципами, которые действуют в рамках функционирующих политических режимов
Выделяют три формы политического сознания: политическая теория, государственно
-
партийное и массовое сознание
.
Политическая теория есть средство обоснования политики
и регулятор деятельности. Но не всякие представления и идеи, отражающие различные
стороны политической реальности, приобретают политическое значение и могут быть
использованы в политическом процессе. Например, многочисленные дискуссии об
определении политического сознания как предмета научного знания не имеют прямого
отношения к серьезной политике. Подобного рода теоретических вопросов, которые не
приобретают политического характера, много. Этому способствует и профессиональный
статус политологов. Теоретики крайне редко непосредственно участвуют в системе власти, ее
реализации и распределении. А если участвуют, то их опыт бывает не всегда удачным.
Чтобы политическая теория «заработала» в политике, она должна быть включена в
процесс подготовки и принятия политических решений. От политических институтов должен
исходить социальный заказ на разработку актуальных проблем и теорий, определяемый
целым рядом обстоятельств. В их числе могут быть следующие:
- сложившаяся конкретно-историческая ситуация в обществе, в мировом развитии;
- особенности руководящих групп, разрабатывающих политику, уровень их теоретической
подготовки;
- конкретное содержание приоритетных интересов политических субъектов на данном отрезке
времени;
- признанные системой идеологические и политические ценности и воззрения, с учетом
которых формируется социальный заказ на разработку теоретических проблем.
Для политического субъекта значима не сама по себе теория как система знаний, а
разработка основ концепции политики, методологии политического анализа и оценки.
Теоретические концепции политики реализуются в программах, проектах, установках и
лозунгах партий и государственных организаций. Тем самым политическая теория обретает
новую форму — государственно-партийное сознание
.
Носителем феномена государственно-
партийного сознания выступают уже не ученые, а, главным образом, правящая элита и
идеологи, обслуживающие властей предержащих.
Государственно-партийное сознание образуют политические представления, взгляды,
концепции, закрепляемые в политических документах и непосредственно интегрированные в
реальные процессы формирования политики и принятия решений. Функция государственно-
партийного сознания состоит в том, чтобы обосновать коллективные цели и организовать
массы на их осуществление. Любая политическая идея, обретая партийно-государственную
форму своего функционирования, интегрируясь в политику, претерпевает существенные
изменения. Между политической теорией, идеологией и политической практикой всегда