Стр. 99 - 2

Упрощенная HTML-версия

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИИ СЕРДЦА
Сердечная мышца является неоднородной с точки зрения структуры и функции.
Основную ее массу составляют кардиомиоциты, обеспечивающие реализацию механической
функции сердца и способные воспринимать импульсы возбуждения, которые образуются в
клетках специализированной проводящей системы, обеспечивающей реализацию
биоэлектрической активности сердца.
В состав проводящей системы сердца входят клетки, способные вырабатывать
импульсы возбуждения (пейсмекеры или Р-клетки), проводящие миоциты, обеспечивающие
проведение импульса возбуждения, и клетки (волокна) Пуркинье, терминальные клетки
проводящей системы сердца, обеспечивающие непосредственную передачу импульса
возбуждения на кардиомиоциты, в которых, благодаря системе электромеханического
сопряжения, энергия электрического импульса преобразуется в энергию механического
сокращения.
Клетки-пейсмекеры образуют два скопления, одно из которых (синусовый узел)
располагается в правом предсердии в устье полых вен, второе (атриовентрикулярное (АВ)
соединение) - в нижней части межпредсердной перегородки.
Проводящие миоциты предсердий, непосредственносоприкасаясь с синусовым
узлом и АВ-соединением, образуют проводящую систему предсердий в виде межузловых и
межпредсердных трактов, объединяющих два узла (синусовый и атриовентрикулярный) и оба
предсердия.
Проводящая система желудочков (система Гиса-Пуркинье), состоит из
проводящих миоцитов, которые, непосредственно примыкая к АВ-соединению, образуют
ствол, ножки (правая для правого желудочка, левая - для левого) и ветви пучка Гиса,
заканчивающиеся волокнами (клетками) Пуркинье.
Автоматизм
- способность сердечной мышцы самостоятельно вырабатывать
импульсы возбуждения.
В норме импульсы возбуждения вырабатываются в синусовом узле, который
является основным водителем ритма для сердечной мышцы. При слабости или отказе
синусового узла функцию водителя ритма берет на себя АВ-соединение, при слабости или
отказе АВ-соединения функция водителя ритма передается проводящим миоцитам системы
Гиса-Пуркинье.
Синусовый узел является облигатным (обязательным) водителем ритма, АВ-
соединение и проводящие миоциты желудочков - факультативными (необязательными),
составляя вспомогательную (резервную) систему, к элементам которой в экстримальной
ситуации переходит роль водителя ритма.
Уровень автоматизма, то есть способность вырабатывать импульсы возбуждения,
у здорового человека максимален в синусовом узле, поэтому он называется центром
автоматизма первого порядка. Несколько ниже - у АВ-соединения (центр автоматизма
второго порядка), еще ниже у проводящих миоцитов желудочков (центры автоматизма
третьего и четвертого порядка), уровень автоматизма которых снижается по направлению к
дистальным отделам системы Гиса-Пуркинье.
Уровень автоматизма определяется частотой, с которой водитель ритма способен
вырабатывать импульсы возбуждения. Синусовый узел может вырабатывать импульсы
возбуждения с частотой от 200 (и выше) до 60 (и ниже) в минуту: при физической нагрузке
частота синусового ритма увеличивается, в состоянии покоя - уменьшается, особенно во
время ночного сна.