механизме формирования четвертого тона имеет также значение и удлинение
атриовентрикулярной проводимости, определяющее выделение предсердного компонента из
состава первого тона, а также гиперфункция и гипертрофия предсердий, определяющая
увеличение скорости и объема потока крови, поступающей в желудочки.
Третий (протодиастолический) тон возникает в период быстрого пассивного
заполнения желудочков примерно через 0,13-0,18 сек после второго тона, четвертый
(пресистолический) - в период механической систолы предсердий в конце диастолы, то есть в
пресистолу.
Патологический третий тон может иметь лево- и правожелудочковое
происхождение. Левожелудочковый третий тон возникает при дилатации левого,
правожелудочковый - при дилатации правого желудочка.
Левожелудочковый третий тон выслушивается в области верхушки сердца и в
зоне Боткина-Эрбе, правожелудочковый - в области мечевидного отростка. Место
максимального звучания четвертого тона - зона Боткина-Эрбе.
Появление третьего и четвертого тона формирует трех- или четырехчленный ритм,
который при тахикардии расценивается как ритм галопа.
Свое название ритм галопа получил в связи с тем, что по звучанию он напоминает
мелодию, возникающую при ударе копыт скачущей (галопирующей) лошади о мостовую.
Выделяют протодиастолический (желудочковый) галоп, в образовании которого
принимает участие патологический третий тон, пресистолический (предсердный) галоп с
патологическим четвертым тоном (классический вариант) и суммационный или
мезодиастолический галоп, в образовании которого принимают участие и третий, и
четвертый тоны, при большой частоте сердечных сокращений сливающиеся в один
мезодиастолический тон.
Протодиастолический галоп может быть право- или левожелудочковым в
зависимости от того, каким желудочком он образован.
Левожелудочковый галоп лучше всего выслушивается над областью верхушки
сердца, правожелудочковый - у мечевидного отростка. Галопные тоны громкие, ухом
воспринимаются как одинаковые по интенсивности, возникающие через равные промежутки
времени. Интенсивность тонов увеличивается в положении больного на левом боку и на
выдохе.
Ритм галопа является свидетельством тяжелого поражения сердечной мышцы. По
выражению В.П.Образцова - это “крик сердца о помощи”.
3. Протодиастолический экстратон возникает при констриктивном перикардите
в результате вибраций перикардиальных спаек. Он громче, чем нормальные тоны сердца,
выслушивается как щелчок, может быть резким, коротким и звучным, также как и щелчок
открытия митрального клапана, появляется через 0,11-0,16 сек. после второго тона. В отличие
от тона открытия митрального клапана не сочетается с характерной для митрального стеноза
аускультативной картиной “ритма перепела”.
ШУМЫ
, выслушиваемые в области сердца, в зависимости от их происхождения
делятся на экстракардиальные и интракардиальные, по механизму образования - на
органические и функциональные.
Интракардиальные (внутрисердечные) шумы образуются в самом сердце,
экстракардиальные возникают при поражении перикарда, плевры, прилегающей к сердцу
(органические), а также при аспирации воздуха в прилежащие к сердцу участки легких во
время систолы желудочков (функциональный кардиопульмональный шум).
Интракардиальные шумы возникают при:
- сужении или расширении клапанных отверстий,