Стр. 63 - 2

Упрощенная HTML-версия

преувеличениях. Хотя во всех странах
явное преувеличение
не квалифицируется как
введение в заблуждение (даже если оно содержит ложные данные), поскольку его вполне
можно рассматривать как “рекламное сообщение”, на вопрос о том, что является всего лишь
“необоснованным утверждением” или “рекламным преувеличением”, а к чему нужно
относиться серьезно, как к «вводящему в заблуждение», в разных странах даются разные
ответы.
В некоторых странах (например, в Германии) исходят из принципа, что публика
воспринимает серьезно все рекламные утверждения, особенно те, в которых товар
представляется как уникальный (“наилучший”, “первоклассный” и т. д.), и, следовательно,
нужно применять очень строгие критерии.
Другие страны (например, Италия и Соединенные Штаты Америки) занимают
диаметрально противоположную позицию и допускают общие формулировки, в частности
утверждения об уникальности товара.
В Соединенных Штатах Америки, например, суды, как правило, рассматривают такие дела
лишь в тех случаях, когда товар, рекламируемый как самый лучший, оказывается на деле
низкого качества.
Дискредитация конкурентов
Дискредитация (или поношение) обычно определяется как любые лживые утверждения в
отношении конкурента, способные нанести ущерб его коммерческой репутации.
Дискредитация, как и введение в заблуждение, имеет своей целью переманивание клиентов
путем распространения неточной информации. Однако, в отличие от случаев введения в
заблуждение, речь идет не о ложных или вводящих в заблуждение заявлениях о собственном
товаре, а о клевете на конкурента, его продукты или услуги. Таким образом, дискредитация
всегда является прямым выпадом против конкретного коммерсанта или конкретной
категории коммерсантов, однако действия такого рода имеют более серьезные последствия:
если информация о конкуренте или его товарах является неточной, то потерпевшим может
стать и потребитель.
Отличается ли понятие дискредитации в разных странах
?
В некоторых странах любое замечание в адрес конкурентов, даже если оно правильно по
сути, может рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции, при условии, что такие
“нападки” становятся чрезмерными или используемые выражения носят оскорбительный
характер.
С другой стороны, некоторые страны сводят понятие дискредитации к неточным или по
меньшей мере вводящим в заблуждение заявлениям.
Такое различие в подходах объясняется существованием различных концепций
“коммерческой чести”.
В странах, где нормы права, касающиеся недобросовестной конкуренции, основываются
на защите коммерческой репутации индивидуального коммерсанта, например в
континентальной Европе, возникло “специальное гражданское правонарушение” —
коммерческая дискредитация, к которой в принципе применяются значительно более строгие
правила, чем к клеветническим заявлениям, сделанным вне рамок конкуренции, так как в
последнем случае необходимо также принимать во внимание и конституционные гарантии,
например свободу слова.
В других странах, особенно в тех, где не существует всеобъемлющей системы защиты от
недобросовестной конкуренции, избран диаметрально противоположный подход: считается,
что нападки на конкурентов неизбежны и в интересах поддержания конкуренции с ними
следует мириться и, следовательно, меры должны приниматься исключительно против
нападок с использованием ложных фактов. В таких странах, как правило, истец несет также