четких общепризнанных норм поведения, поскольку значение используемых терминов
достаточно расплывчато.
Нормы “добросовестности” или “честности” в конкуренции есть не что иное, как
отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, и,
следовательно, они могут отличаться друг от друга в разных странах (а иногда и внутри
одной страны).
Кроме того, такие нормы могут меняться по прошествии времени. Помимо этого,
постоянно возникают новые виды актов недобросовестной конкуренции, поскольку в этой
области практически нет пределов изобретательности. Любые попытки включить все
существующие и будущие акты конкуренции в одно всеобъемлющее определение, которое
одновременно раскрывало бы все запрещенные типы поведения и было бы достаточно
гибким и способным адаптироваться к новым видам рыночной практики, до сих пор не дали
результатов.
Это, однако, не означает, что невозможно выработать какое-либо общее определение
понятия недобросовестной конкуренции. Наиболее известными из таких актов являются
действия, вызывающие смешение, дискредитацию и использование вводящих в заблуждение
указаний.
Общей чертой этих наиболее важных, но отнюдь не исчерпывающих примеров
недобросовестного коммерческого поведения является попытка (предпринимателя) добиться
успеха в конкуренции не за счет своих собственных достижений в отношении качества и
цены его продуктов и услуг, а посредством приобретения неправомерного преимущества по
отношению к деятельности другого лица или оказания влияния на потребительский спрос
ложными или вводящими в заблуждение утверждениями. Таким образом, что касается
добросовестности конкуренции, практика использования такого рода методов изначально
является сомнительной.
Однако, наиболее важный фактор для определения “
недобросовестности
” на рынке
проистекает из цели законодательства о недобросовестной конкуренции. В этом отношении
законодательство о недобросовестной конкуренции первоначально создавалось в целях
защиты честного предпринимателя.
Впоследствии было признано, что охрана интересов потребителя является не менее
важной. Более того, в некоторых странах особое внимание уделялось охране интересов
широкой общественности и, в особенности, ее заинтересованности в справедливой
конкуренции.
Таким образом, современные нормы права в области недобросовестной конкуренции
выполняют триединую задачу охраны интересов конкурентов, охраны интересов
потребителей и сохранения справедливой конкуренции в интересах широкой
общественности.
При этом, однако, существует общепринятое понимание того факта, что по крайней мере
некоторые акты и виды практики во всех случаях являются несовместимыми с понятием
добросовестности в конкуренции. Такие случаи подробно рассматриваются ниже.
Виды актов недобросовестной конкуренции
Следующие действия составляют общепризнанные акты недобросовестной конкуренции:
1. Действия, вызывающие смешение.
2. Действия, вводящие в заблуждение.
3. Действия, дискредитирующие конкурентов.
4. Раскрытие секретной информации.
5. Неправомерное использование достижений другого лица (паразитирование).
6. Сравнительная реклама.