Теоретически потребители со своей функцией рефери в экономической игре могут
сдерживать недобросовестных предпринимателей, игнорируя их товары и услуги в пользу
товаров и услуг честных предпринимателей.
В реальности, однако, происходит по-другому. Поскольку экономическая ситуация
становится все более сложной, потребители становятся все менее способными действовать в
качестве судей.
Зачастую они даже не в состоянии сами определить акты недобросовестной конкуренции,
не говоря уже о том, чтобы соответственно отреагировать. Конечно, именно потребитель –
вместе с добросовестным конкурентом – и являются теми, кто должен быть защищен от
недобросовестной конкуренции.
Добросовестная игра на рынке не может быть обеспечена только охраной прав
промышленной собственности. Широкий диапазон нечестных действий, таких, как вводящая
в заблуждение реклама или похищение торговых секретов, обычно не подпадает под
специальное законодательство по промышленной собственности. Таким образом, закон о
недобросовестной конкуренции необходим либо в качестве дополнения к законам по
промышленной собственности, либо для предоставления такого вида охраны, какой не может
быть обеспечен ни одним из этих законов.
Законодательства о недобросовестной конкуренции тесно взаимодействуют с
законодательством, направленным на борьбу со злоупотреблением господствующим
положением на рынке
.
Нормы, регулирующие предотвращение недобросовестной конкуренции, и нормы,
регулирующие предотвращение ограничительной деловой практики (антимонопольное
законодательство), являются взаимосвязанными; и те, и другие направлены на обеспечение
эффективного функционирования рыночной экономики.
Однако достигается это различными способами: антимонопольное законодательство
охраняет свободу конкуренции, не допуская ограничений в торговле и превышения
экономической власти, в то время как законодательство о недобросовестной конкуренции
обеспечивает добросовестность ведения конкурентной борьбы, заставляя всех участников
соблюдать одинаковые правила игры. Несмотря на это различие, вышеуказанные законы в
равной степени важны и дополняют друг друга.
Примеры действительного обоснования необходимости законодательства, касающегося
недобросовестной конкуренции:
1. Необходимость наличия «правил игры» для всех существующих и потенциальных
конкурентов - Да, используя аналогию между экономической конкуренцией и спортивным
соревнованием. Достижение лучшего и самого честного результата в спорте и экономической
конкуренции требует, чтобы все соревнующиеся играли по одним и тем же правилам.
2. Избежание злоупотребления монопольной властью - Нет, это будет подходить под
антитрестовское и антимонопольное законодательство.
3. Содействие установлению работающего свободного рынка - Да, это обосновано.
4. Избежание нарушения патентных прав - Нет, это будет осуществляться в соответствии с
существующим патентным законодательством
5. Осуществление охраны товарных знаков Также не обосновано, так как это может
подходить под существующее законодательство по товарным знакам
Акты недобросовестной конкуренции
Очевидно, что определение актов недобросовестной конкуренции как актов,
противоречащих “честным торговым обычаям”, “добросовестности” и т.д., не устанавливает