Нужно сказать, что знак обслуживания сходен с товарным знаком; отличие только в том,
что товарный знак используется для идентификации товаров, а знак обслуживания для
идентификации услуг. Вообще говоря, термин «товарные знаки» включает как товарные
знаки, так и знаки обслуживания.
Существуют словесные знаки, состоящие из слов, букв, чисел, сокращений или имен,
например, фамилий. Нам стоит лишь вспомнить о знаменитом производителе автомобилей,
компании «Форд», названной, естественно, в честь Генри Форда, который построил первый
ее автомобиль; потом есть компания «WH Смит – книгоиздатели», и т.д. Мы встречаемся со
многими именами, используемыми в качестве товарных знаков.
Мы также встречаемся с сокращениями, такими как «IBM» (компьютерная фирма),
однако товарные знаки могут быть также выполнены в виде эмблем или изобразительных
элементов, как в случае нефтяной компании «Шелл ойл». Но это только двухмерная эмблема,
тогда как товарные знаки также могут быть трехмерными – представляющими собой
упаковку товаров или сами товары.
Кроме того, могут быть защищены и цветовые решения товарных знаков. Мы также
встречаемся, особенно в последнее время, с новым видом товарного знака, фигурирующим на
рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Если вы посмотрите, например, на кредитную
карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под
которым вы на него смотрите. Существуют и такие вещи, как звуковые знаки: рекламный
перезвон может служить товарным знаком. В некоторых странах существуют даже
обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного
знака. Итак, существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные
знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать
различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.
Примеры могут помочь Вам понять, какие товарные знаки (включая знаки обслуживания)
являются:
А) словесными: “Apple”для компьютеров; Deutshe Bank для банка.
Б) произвольными или вымышленными обозначениями: Coca-Cola, Nikon,
Sony, NIKE, Easy Jet.
В) именами: Ford, Peugeot, Hilton (отель).
Г) слоганами: «Летай мной» для авиалинии.
Д) содержащими элементы: звезда для Mercedes Benz, летящая женщина для
Rolls Roys.
Е) цифрами: одеколон 4711.
Ж) буквами: GM, FIAT, VW, KLM.
З) картинками или символами: Lacoste (маленький крокодил).
Еще раз напоминаем о двух отличительных свойствах, которыми должен обладать
товарный знак. Во-первых, он должен обладать
различительной способностью
и, во-
вторых, он не должен
вводить в заблуждение
.
Пример того, какой товарный знак является обладающим отличительной особенностью.
Для того, чтобы быть признанным обладающим различительной способностью, он должен по
своей природе быть способным отличать товары и услуги. Хорошим примером могло бы
стать слово “Apple» (яблоко). Слово “Apple” обладает хорошей различительной
способностью в качестве товарного знака для компьютера, поскольку это слово не имеет
совершенно ничего общего с компьютерами, однако, оно не будет обладать различительной
способностью для самих яблок. Другими словами, тот, кто выращивает и продает яблоки, не
может зарегистрировать слово “яблоко” в качестве товарного знака и защитить его, так как