Этот краткий перечень примеров предназначен для иллюстрации причин, в силу которых
рассматриваемые группы, а именно
исполнители, производители фонограмм и
организации эфирного вещания
, стали обладать правом на получение
смежных прав
.
Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении
правовой охраны трем категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 г.
Римской конвенции или, более конкретно, “Международной конвенции по охране прав
исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания”.
В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют по пятам
национального законодательства и призваны синтезировать существующие законы, Римская
конвенция явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой к
тому времени существовало незначительное число национальных законов. Это означало, что
большинство государств должны были составить проекты законов и принять их до
присоединения к Конвенции.
Со времени принятия Конвенции в 1961 г. большое число государств осуществили
законодательные инициативы в вопросах, относящихся к Конвенции, и законы многих таких
государств превышают минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.
Самой последней международной реакцией на эти все возрастающие потребности в правой
охране стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (“ДИФ”),
подписанного в Женеве 20 декабря 1996 г.
Разработка этого договора предполагала предоставление дополнительной охраны
имущественным и неимущественным правам
исполнителей
и
производителей фонограмм
,
в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети
Интернет. Договор «ДИФ» вступил в силу 20 мая 2002 года.
В принципе, они сходны с правами, предоставляемыми обладателям авторского права.
Это право воспрепятствовать другим лицам осуществлять противоправное использование
охраняемого исполнения, записи или вещательной передачи.
Права, предоставляемые бенефициарам смежных прав
Национальные законы предоставляют трем бенефициарам смежных прав следующие
права, хотя не все права могут быть предоставлены одним и тем же законом.
• Исполнителям предоставляются права воспрепятствовать фиксации (записи), передаче в
эфир и сообщению для всеобщего сведения их непосредственных исполнений без их
согласия, а также право воспрепятствовать воспроизведению фиксаций их исполнений.
Права в отношении передачи в эфир и сообщения фиксаций для всеобщего сведения на
коммерческих фонограммах могут выражаться в виде права на справедливое вознаграждение,
а не права воспрепятствовать сообщению.
Это можно осуществить путем
принудительного лицензирования
, обсуждаемого в главе
«Авторское право».
Вследствие индивидуального характера творений некоторые национальные законы также
предоставляют исполнителям неимущественные права, которые могут осуществляться в
целях предотвращения необоснованного пропуска имени исполнителя или изменения его
исполнения, которое представляет его в неблагоприятном свете.
• Производителям фонограмм предоставляются права разрешать или запрещать прямое или
косвенное воспроизведение, ввоз и распространение их фонограмм и копий этих
фонограмм, а также право на справедливое вознаграждение за передачу в эфир и
доведение фонограмм до всеобщего сведения.
• Организациям эфирного вещания предоставляются права разрешать или запрещать
ретрансляцию, фиксацию и воспроизведение их вещательныхпередач.