Следует отметить, что производители звукозаписей могут пользоваться охраной, даже
если то, что они записали, не является произведением. Звукозапись может содержать звуки
природы, такие как пение птиц, океанские волны и т.д. Эти звуки не являются
произведением. Тем не менее, фирма звукозаписи, организовавшая производство компакт
дисков, содержащих эти звуки, будет имеет охрану против любого акта пиратства, связанного
с этой записью.
Таким образом, смежные права традиционно принадлежат трем категориям
бенефициаров: исполнителям, производителям записей и организациям эфирного вещания.
Упоминались три следующие группы обладателей смежных прав:
•
Исполнители
, например, исполнитель песни;
•
Производители
записей, например, фирмы звукозаписи;
•
Организации эфирного вещания
.
Права исполнителей
признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для
того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и
хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют
оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.
Права производителей записей
признаются в силу того, что их творческие, финансовые
и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в
виде коммерческих фонограмм (магнитофонных лент, кассет, компакт-дисков и т. д.). Они
также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для
принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и
распространение незаконных копий (пиратство) или несанкционированное эфирное вещание
или доведение фонограмм до аудитории.
Права организаций эфирного вещания
признаются вследствие их роли в доведении
произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в
осуществлении контроля над передачей и ретрансляцией их вещательных передач.
Права организаций вещания также имеют особое значение в отношении спортивных
программ. Во многих странах считается, что спортивные программы не заслуживают охраны,
предоставляемой авторским правом. Существуют страны, и США является лучшим
примером, которые относят футбольный матч, когда он снимается на пленку, к
аудиовизуальному произведению, поскольку считается, что запись обладает достаточным
элементом творчества для того, чтобы относиться к произведению.
Однако во многих странах законы предусматривают, что определяющим фактором
является игра, и запись не обладает элементом творчества в степени, достаточной для того,
чтобы подпадать под охрану. Оператор просто следует за действием, разворачивающимся на
поле, и за другими случайными событиями. Он может искусно манипулировать камерой,
однако он не художник. Поэтому считается, что очень немногие вещательные передачи
такого рода, если они вообще существуют, заслуживают охраны.
И все же существует громадный экономический интерес, скажем, в приобретении прав на
телевизионное освещение Олимпийских игр. Миллионы или миллиарды долларов, фунтов,
евро, франков или йен могут переходить от владельца к владельцу.
Инвестиции вряд ли были бы привлекательными, если бы вещательные организации, за
годы вперед заплатив огромные суммы денег за получение исключительной лицензии на
вещательную передачу или на исключительный доступ к освещению других главных
спортивных событий на определенных диапазонах вещания, были бы не в состоянии
воспользоваться охраной, предоставляемой их смежными правами, для того, чтобы
воспрепятствовать другим компаниям осуществлять ретрансляцию их произведения или
запись и продажу видеокассет с ним.