первоначальными обладателями авторского права; они в должное время предложат ее певцу,
который исполняет ее, и певцу также потребуется определенная форма охраны.
Если песня записывается, или если певец надеется исполнить ее в эфире, тогда эти
действия выведут на авансцену другую фирму, которая при заключении соглашения тоже
захочет иметь определенную форму охраны. Тогда, в первую очередь, смежными правами
являются права тех, кто исполняет произведения, а именно исполнителей, певцов, актеров,
танцоров, музыкантов и так далее.
Кроме того, существует и вторая группа: производители фонограмм, или, более точно,
производители звукозаписей, поскольку материальный носитель записи от виниловых
грампластинок для фонографов эволюционировал в компакт-диски и цифровые носители
записи.
По сути, здесь мы имеем дело в большей степени с охраной коммерческих интересов, так
как охрана изготовления качественной звукозаписи больше относится к охране инвестиций,
чем к творческому процессу, связанному с созданием, написанием или исполнением песни.
Тем не менее, даже здесь, в общем процессе выбора инструментальной поддержки,
репертуара, аранжировки музыки и т. д., присутствуют некоторые творческие элементы,
наряду с более очевидным и важным экономическим элементом.
Нужно иметь в виду то, что эти производители находятся среди наиболее частых жертв
пиратства, так как они не получают денег, “отвлекаемых” в пользу производителей пиратской
продукции, но затем, конечно же, их финансовые потери по цепочке распространяются на
исполнителей и авторов.
Вот почему производителям записей также предоставлены специальные права.
Третью группу лиц, пользующихся охраной смежных прав, составляют организации
вещания. Их права вытекают из их творческого вклада, а именно, создания вещательных
передач, не из содержания передачи, не из кинофильма, например, но из самого действия
вещания. Тот факт, что они способны передавать сигналы, представляющие собой
вещательную передачу, дает им охраняемые права как бы на эти сигналы. И здесь вновь
фигурируют инвестиции и усилия, которые они вкладывают в реализацию различных
программ, являющихся предметом вещания.
Следует подчеркнуть, что смежные права не то же самое, что авторское право, но они
тесно связаны с ним; «они вытекают из произведения, охраняемого авторским правом».
Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом,
например, произведения, которые являются всеобщим достоянием.
Пример: фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или
записан на компакт-диск. Поскольку Бетховен умер в 1827 г., все его произведения являются
всеобщим достоянием, в силу чего не подлежат охране авторским правом. Следовательно,
кто угодно волен исполнять определенное сочинение, скажем, один из фортепьянных
концертов Бетховена, или записывать его на компакт диск без получения разрешения.
Однако в том же самом примере исполнители концерта (пианист и оркестр), так же как и
производитель компакт диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными
правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. В в
рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта
без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы,
являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя
звукозаписи.