В ответ на это можно было бы возразить, что следует предоставлять охрану
отечественным произведениям; в то время как зарубежным произведениям охрана не должна
предоставляться, поскольку тогда деньги утекают за пределы страны, что вряд ли могут
позволить себе развивающиеся страны. Однако это будет крайне недальновидная позиция.
Существуют веские доводы, которые могут быть приведены в пользу международной
охраны произведений.
Во-первых,
если бы охрана предоставлялась только отечественным произведениям,
зарубежные произведения выпускались бы на местныйрынок без учета стоимости авторских
прав. Они продавались бы по заниженным ценам. Конечно, потребители могут выиграть от
таких низких цен. Но такая практика могла бы убыточно сказаться на продажах продукции
местного производства, которые не могли бы конкурировать с произведениями зарубежного
происхождения, распространяемыми по более привлекательной цене.
Опасным результатом является то, что потребители могут отвернуться от продукции
отечественного производства и будут покупать импортную менее дорогую продукцию. В
результате чего может страдать национальная культура, будь то музыкальная, книжная или
другая отрасль.
Во-вторых
, невозможно переоценить выгоду, которую местные художники и создатели,
будь они из развивающихся стран или нет, могут извлечь из охраны своих произведений за
рубежом. Местные рынки могут быть ограничены, и существует необходимость извлекать
доходы из культурной продукции, которая экспортируется и поставляется на внешние рынки.
В настоящее время, благодаря современным средствам связи, произведения
прослушиваются, читаются или просматриваются не только в местном сообществе или
стране, в которой они были созданы, но также на больших расстояниях от нее. Тем более, что
в некоторых случаях доход, полученный от использования произведения за рубежом может
значительно превосходить доходы, которые поступают от его отечественного использования.
Такое явление может часто наблюдаться в сферах музыки, телевизионных программ,
программного обеспечения, кино, книг и т.д.
Охрана за рубежом, на иностранных рынках, таким образом, исключительно важна для
авторов и создателей. И следует знать, что художник или создатель из отдельно взятой
страны, по всей вероятности, не получит охрану за рубежом, если иностранные авторы и
художники не получат охрану своих произведений в этой конкретной стране.
Резюме по главе №1 Авторское право
В этой главе рассмотрена общая структура законодательства об авторском праве и
представлен обзор:
(1) видов литературных и художественных произведений, охраняемых авторским правом;
(2) прав, предоставляемых обладателю авторского права;
(3) правообладания и передачи авторского права;
(4) длительности охраны;
(5) ограничений в отношении прав;
(6) обеспечения защиты прав и
(7) международных соглашений, относящихся к авторскому праву.
В Бернской конвенции приведен широкий перечень литературных и художественных
произведений с включением в него “всех произведений в области литературы, науки и
искусства, каким бы способом и в какой форме они не были выражены”.
Этот широкий термин охватывает каждое произведение авторства, независимо от его
литературного или художественного достоинства.
Обладатель авторского права на охраняемое произведение может использовать это
произведение так, как он желает, и может воспрепятствовать другим лицам использовать это
произведение без его разрешения. Поэтому, в силу того, что правообладатель может