(т.е. не зафиксировано на бумаге, на магнитной или киноленте), то такое доказательство
будет трудно представить.
И все же в странах, следующих традиции гражданского права, произведения обычно
охраняются с момента их создания. Поэтому, даже если автор держит сочиненное
стихотворение в голове, оно охраняется. Конечно, это будет проблемой автора доказать,
какое именно стихотворение он сочинил, как он это сделали и т. п. С другой стороны, в
соответствии с общим правом автору пришлось бы зафиксировать его каким-то образом,
возможно, облечь в письменную форму или записать на определенный носитель.
В странах-членах Бернской конвенции все иностранные правообладатели из других стран-
членов этой Конвенции имеют право на получение охраны в соответствии с Конвенцией без
соблюдения каких-либо формальностей, и поэтому там нет необходимости в осуществлении
какой-либо регистрации. Некоторые страны налагают формальности на своих собственных
граждан, и они могут это делать, поскольку международные конвенции касаются только того,
какой режим предоставляется иностранным гражданам.
В принципе любая страна может обходиться с ее собственными гражданами так, как она
этого пожелает; например, в Соединенных Штатах Америки существует целая история
старых требований, заключающихся, с одной стороны, в регистрации произведения в Бюро
охраны авторских прав, являющемся подразделением Библиотеки Конгресса США, а с
другой стороны, в заявлении об авторском праве посредством уведомления “все права
защищены – авторское право - Copiring” - буква “с” в кружочке ©, которую все, вероятно,
видели на многих книгах, в сочетании с указанием года первой публикации. Это все имеет
особое значение для произведений американских авторов. Поэтому в отношении
произведений американских авторов необходимо просматривать специальные требования
Соединенных Штатов Америки.
Более того, иностранные произведения также могут обладать правом на получение более
высокого уровня охраны по сравнению с тем, что установлен Бернской конвенцией. Поэтому
для некоторых произведений, представляющих особый интерес для рынка США, стоило бы
проверить соответствие определенного произведения регистрационным требованиям этой
страны. Как бы то ни было, но охрана существует с момента создания произведения, и
поэтому на самом деле нет необходимости что-либо делать, и это распространяется на все
страны-члены Бернской конвенции.
Таким образом, если автор является гражданином одной из стран, подписавших Бернскую
конвенцию, и создает литературное произведение, то никаких особых действий для
получения авторского права на свое произведение он может не предпринимать. В общих
чертах, это очень легко: не надо ничего делать. Бернская конвенция построена на принципе
отсутствия формальностей; само создание произведения творчества равняется его охране.
В большинстве стран
общего права
фиксация является требованием: произведение
должно быть облечено в письменную форму или записано на определенный носитель.
Как пример, балеты, которые раньше облекались в форму нотного письма танца, а теперь
зачастую просто записываются на видео.
В странах
гражданского права
произведения охраняются с момента создания, что,
конечно, оставляет открытым практический вопрос доказательства в суде факта создания
произведения.
Следует, однако, отметить, что могут существовать формальности в соответствии с
национальным законом для охраны прав собственных граждан.
В странах-членах Бернской конвенции все права иностранных обладателей из других
государств-членов Бернской конвенции охраняются без соблюдения формальностей (никакой
регистрации).