78
Профессор В.Ф. Чиж пишет: «…обращает внимание, что До-
стоевский описал большее количество душевнобольных, чем ка-
кой-либо другой художник в мире».
Из более ста персонажей, по мнению В. Чижа, сколько-
нибудь очерченных у Достоевского, более четверти – душевно-
больные; такого соотношения нельзя найти ни у кого.
Разнообразные проявления эпилепсии описаны у Нелли
(«Униженные и оскорбленные»), Мышкина («Идиот»), Кирилло-
ва («Бесы»), Смердякова («Братья Карамазовы»).
Создавая свои произведения, Достоевский в то время ещё не
имел понятия ни о психопатиях, ни об акцентуациях характера.
Но мастерский рисунок патологических характеров его персона-
жей легко уложился в рамки теории К. Леонгарда об акцентуиро-
ванных личностях, впервые описанных им только в 1964 году.
В большой по объему классификации К. Леонгарда мы
найдем эмотивных (Соня Мармеладова), гипертимических (Кате-
рина Осиповна из «Братьев Карамазовых»), аффективно-
лабильных (Разумихин – друг Раскольникова), экзальтированных
(Катерина Ивановна из «Братьев Карамазовых»), демонстратив-
ных (Федор Павлович Карамазов), параноических (Раскольников,
жена Мармеладова), возбудимых (Дмитрий Карамазов) и пр.пр.
Откуда это, предвосхитившее современную психиатрию зна-
ние глубин человеческих характеров, у писателя, не знакомого
даже поверхностно с теоретической психиатрией? И это еще одна
загадка «сумрачного» писателя.
Справедливо пишет психиатр 30-х годов прошлого века
В.И. Финкельштейн (цит. по О.Н. Кузнецову):
«Произведения Достоевского ещё и поныне остаются
настольной книгой русских психиатров, ибо даже самое тщатель-
ное изучение многотомных трудов корифеев мировой психиат-
рии, давших добросовестное, но сухое описание психопатологи-
ческих форм и состояний, ни в коей мере не сможет заменить
изучение трагических образов Достоевского, этой непревзойден-
ной ценности в познании человеческой души».
3.
«ПОДПОЛЬЕ»
Когда умер Достоевский, Зигмунду Фрейду было 26 лет и
ничто не предвещало, что молодой доктор медицины через 20 лет