Стр. 68 - 2

Упрощенная HTML-версия

68
Достоевский стремился уйти от сомнений, которые «совер-
шенно не свойственны уму, созданному с понятием лишь о трёх
измерениях». Но он тянется к неэвклидовой гармонии, и жажда
гармонии воздействует на читателя, независимо от остановившего-
ся на дороге мыслителя. Остановился мыслитель, художник идёт
дальше, он увлекает каждого за собой по бесконечной дороге по-
следовательного усложнения картины мира, по дороге, где каждый
новый поворот кажется парадоксальным и в общем смысле «не-
эвклидовым» по сравнению с предыдущим направлением.
Имеется ещё одна линия, сближающая Достоевского и Эйн-
штейна.
Достоевский интересовался моральными, Эйнштейн – физи-
ческими вопросами. Первый из них был поглощён проблемами
долженствования, второй – бытия. Но проблема должного реша-
лась в творчестве Достоевского на основе проблемы сущего: ос-
новой для выбора поведения человека служит решение проблемы
бытия, а ещё чаще само поведение человека и его отношение к
моральным ценностям («перешагну или не перешагну?») являет-
ся орудием познания. У Эйнштейна решение физических вопро-
сов приводит к моральным проблемам. Как повлияют выводы
науки на жизнь людей? В чём моральный долг и нравственная
ответственность учёного?
Профессор Б. Кузнецов по этому поводу пишет, что поиски
космической гармонии ведутся на путях изучения высоких энер-
гий, изучения процессов, требующих для своего понимания и
применения теории относительности. Основы использования
атомной энергии – уравнение Эйнштейна, связывающее массу
вещества с колоссальным запасом энергии, таящейся в этой мас-
се. Согласно Эйнштейну, мироздание подчинено объективному
ratio, в нем царствует гармония. Это выражается в критерии
«внутреннего совершенства» физической теории и в конкретных
физических концепциях. Мир не является хаосом, он подчинен
единообразно действующим законам. Их единообразие выража-
ется в инвариантности физических соотношений, в однородности
пространства «плоского» или искривлённого.
В период напряжённых научных поисков и последующей
националистической реакции в Германии для Эйнштейна творче-
ство Достоевского, затрагивающее вопросы космической и мо-
ральной гармонии, являлось колоссальной «подпиткой».