106
всколыхнуло высший свет и императорские покои Зимнего двор-
ца.
А популярность Чаадаева росла с катастрофической быстро-
той, и уже брезжил трагический конец, спровоцированный фило-
софским мудрствованием. А между тем Чаадаев постоянно в све-
те, в театрах, устраивает у себя приемы, по-прежнему с женщи-
нами иронично-холоден. Изучает историю философии по зару-
бежным источникам.
Вся эта очаровательная суета длилась до той поры, пока ре-
дактор журнала «Телескоп» (отправленный в последующем в
ссылку) Н.И. Надеждин в № 15 за 1836 не опубликовал, наконец,
гулявшее в списках почти 7 лет пресловутое письмо.
Ах, Бог мой, что же здесь началось! Какие страсти, какие
волнения, какой праведный гнев – среди столпов дворянства, да-
же студенты Московского университета требовали у попечителя
Московского учебного округа графа С.Т. Строганова выдать им
оружие, чтобы встать на защиту поруганной Чаадаевым России.
Народ как всегда безмолвствовал, потому что не только не знал
французского языка, на котором было написано первое, да и все
последующие письма, но и собственной русской грамоте был не-
обучен, а пребывал в смиренной рабской темноте.
Из высказываний современников ясно видно, чем так разгне-
вал Чаадаев «патриотов», державших своих крестьян в ярме кре-
постного права.
«Чаадаев излил на свое отечество такую ужасную ненависть,
которая могла быть внушена ему только адскими силами»
(Д. Татищев). «Обожаемую мать обругали, ударили по щеке»…
(Ф. Вигель). «Тут бой рукопашный за свою кровь, за прах отцов
за все свое и за всех своих.… Это верх безумия.… За что сажают
в желтый дом» (П. Вяземский). Поэт Н. Языков написал стихи,
полные лютой злобы к Чаадаеву:
«Вполне чужда тебе Россия,
твоя родимая страна;
Ее предания святые
Ты ненавидишь все сполна,
Ты их отрекся малодушно,
Ты лобызаешь туфлю пап…