Стр. 9 - 2

Упрощенная HTML-версия

9
Становление речи ребенка – сложный биосоциальный про-
цесс, характеризующийся закономерными периодами развития
морфофункциональных структур мозга, испытывающих разнооб-
разное воздействие нервной, нейрогуморальной, иммунной и
других систем организма, а также факторов окружающей среды и
различных непредвиденных чрезвычайных ситуаций [21, 46, 96].
Формирование речи происходит под влиянием речи взрослых и в
большей степени зависит от достаточной речевой практики, нор-
мального речевого окружения, от воспитания и обучения, кото-
рые начинаются с первых дней жизни ребенка [42, 107]. Соци-
альное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец
речи. В семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят
мало или начинают говорить поздно. Отставание в речевом раз-
витии у них нередко сопровождается и общим отставанием в раз-
витии, в то время как природные интеллектуальные и речевые
способности у них могут быть совершенно нормальными [8, 21].
Доречевой этап развития (первый год жизни ребенка) харак-
теризуется взаимодействием образного и эмоционального компо-
нентов, обусловленных правополушарными и подкорковыми ме-
ханизмами, функционирующими по принципу, называемому
«язык тела» – невербальные коммуникации (эмоциональное вы-
ражение лица, позы, узнавание лиц и т. д.). К году слово пред-
ставляет собой обозначение конкретного предмета, то есть явля-
ется интегратором первого порядка. Первые два года жизни ре-
бенка – период восприятия голосовых реакций и эмоционально-
чувственных выражений окружающих, этап дифференцированно-
го восприятия разговорной речи, т. е. пока пассивного «понима-
ния речи ребенком», обусловленное правым полушарием. С од-
ного года до двух лет слово является сигналом сигналов, то есть
интегратором второго порядка. В последующем бурно развивает-
ся экспрессивная членораздельная речь в виде фразовой разго-
ворной. Предшествующие ей этапы гуления, лепета, слоговой и
словесной речи при нормативном нейроонтогенезе постепенно
заменяются на направленную, социально обусловленную рече-
вую продукцию предложениями со всерастущим вербальным
словарем и языковую символическую (начальное проявление
вербального мышления). Между двумя и тремя годами жизни
большую роль начинает играть левое полушарие, и речь как