10
средство коммуникации становится символической, рождается
«язык» – как наиболее высокий уровень оперирования абстракт-
ными символами в сложноорганизованной речевой функции, что
соответствует процессу формирования левосторонней полушар-
ной латерализации и мануального правостороннего доминирова-
ния. К трем годам слово становится интегратором третьего по-
рядка. Этап взаимодействия смысловых и моторных функций,
как взаимодействие материального и духовного, характеризуется
соотнесением смысла и слова, т. е. образа и символа, в основном,
соответствует процессам миелинизации межполушарных колла-
тералей, связывающих доминантное речевое и субдоминантное
перцептивное полушария в единую функционирующую систему
[8, 61].
Словарный запас годовалых детей не превышает 10-12 слов,
в их лексиконе могут присутствовать звукоподражания и звуко-
комплексы. У двухлетних детей (250-300 слов), появляются про-
стые фразы, трехлетних (500-1500 слов, в среднем – 1000), отме-
чается развернутая фразовая речь, дети употребляют слова с
предлогами («на», «у»), они способны рассказывать стихи
наизусть. К 4-5 годам речь многих детей (до 2500 слов) практиче-
ски не отличается от речи взрослых, они способны пересказы-
вать, имеет место речевое фантазирование [22, 80, 96, 98]. К 6-7
годам запас слов возрастает до 4000 и более, происходит даль-
нейшее развитие фразовой речи, во фразах используются все ос-
новные части речи, отсутствуют аграмматизмы, дошкольники
более широко используют предлоги. В этом возрасте дети умеют
составить рассказ (пересказ) из 40-50 предложений с развитием
сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или буду-
щего. Также для этого возраста характерно начало освоения
навыков письменной речи (письма и чтения) [21, 22]. Именно
наследственная программа сохраняет свое значение на этапе
формирования грамматики, т. е. в возрасте 2,5 года – 6 лет [71].
Ее действие направлено на осуществление механизмов аналити-
ческих и синтезирующих операций в отношении усваиваемого
вербального материала, формирование грамматических структур
и динамических стереотипов.
Таким образом, речь относится к числу важнейших функций
мозга, которая кардинально отличает человека от других пред-