11
ставителей животного мира. В процессе развития речи у ребенка
формируются высшие формы познавательной деятельности, спо-
собность к понятийному мышлению.
Нарушения речи у детей
Одним из показателей умственного развития ребенка являет-
ся речевая функция [17, 21, 67], расстройство которой достаточно
часто встречается в детском возрасте. По данным литературы
[15], патология речи в возрасте 5-7 лет составляет 15-30 %, а по
данным исследователей Санкт-Петербурга у 70-90% детей, посе-
щающих дошкольные образовательные учреждения, имеются
разной степени выраженности и разного качества задержки раз-
вития речи [86]. Речевые нарушения распространены и за рубе-
жом. Так, по данным специальной литературы, около 14 миллио-
нов человек в США имеет различные формы языковых наруше-
ний, которые встречаются у более 3 % детей дошкольного воз-
раста и у 1 % американских школьников [82]. В Польше речевые
нарушения отмечаются с частотой 2.9/1000 детского населения,
нарушения речи у детей с аутизмом – 6.4/10000 [99]. Отклонение
в речевом развитии детей, по данным японских авторов, встреча-
ется в 4,3 % [103].
В результате профилактических осмотров детей Омской об-
ласти в возрасте от 0до 14 лет с дефектами речи в 2007 году вы-
явлено 28,7 на 1000 осмотренных [68].
Нарушение вербальной коммуникации одновременно являет-
ся и нарушением социальных отношений, так как любое общение
– это речевое воздействие [32, 99, 109]. Речевые расстройства от-
рицательно влияют на развитие ребенка, отражаются на его дея-
тельности, поведении. К сожалению, до настоящего времени не
разработано единой классификации речевых расстройств у детей
для клиницистов, логопедов, психологов и специалистов по кор-
рекционной педагогике. А речевая недостаточность, по данным
А.В. Семенович [63], на сегодня приобрела у большинства детей
более недифференцированный, мозаичный и, вместе с тем, гене-
рализованный вид. Отмечено сопряжение речевой патологии с
обилием сопутствующих патофеноменов в двигательной, перцеп-