Стр. 17 - 2

Упрощенная HTML-версия

17
Взаимосвязь сложных мозговых процессов с моторными
функциями проявляется в следующем: движения являются одним
из важнейших механизмов познания внешнего мира; сознатель-
ного воздействия на внешний мир; сознательного воздействия на
самого себя (через элементы физической культуры); проприоре-
цепция входит в систему восходящей неспецифической актива-
ции структур мозга и особенно ретикулярной формации ствола;
определенные двигательные акты, физические упражнения обла-
дают способностью вызывать изменения общего статуса орга-
низма – снижать эмоциональное напряжение, повышать умствен-
ную работоспособность; а также движение является непремен-
ным компонентом передачи информации в виде звуковой и пись-
менной речи, мимики, жестов [74].
В доступной литературе недостаточно работ, посвященных
комплексной оценке высших функций мозга, соматических и ве-
гетативных функций у детей с нарушениями речи. А процесс го-
лосообразования напрямую связан с дыхательными движениями
так же, как и происхождение звуков, сопровождающих некото-
рые эмоции. Известно, что всякое эмоциональное воздействие
содержит в себе два компонента: неспецифический и специфиче-
ский. Проявлением неспецифического компонента служит веге-
тативная реакция [91].
Таким образом, прослеживается взаимосвязь высших мозго-
вых функций с соматическими и вегетативными реакциями, что
обуславливает необходимость сопровождать исследование выс-
шей нервной деятельности регистрацией динамики вегетативных
показателей.