16
Вегетативные реакции [13] могут быть использованы в каче-
стве непрямого метода изучения информационных процессов, так
как они слишком медленны и протекают с задержкой, довольно
тесно связаны с изменениями функционального состояния и эмо-
циями, неспецифичны в отношении стимулов и задач.
Вегетативные процессы организма в меньшей мере зависят
от сознания. Однако выделяется несколько механизмов взаимо-
связи вегетативных и высших мозговых функций. Отклонение
многих параметров, характеризующих гомеостаз (постоянство
состава крови, температура тела и т. п.), приводит к возникнове-
нию мотивационного возбуждения, что запускает соответствую-
щую поведенческую активность. При этом могут появляться по-
ложительные или отрицательные эмоции. Изменение функцио-
нальной активности внутренних органов происходит под влияни-
ем систем регуляции, в том числе вегетативной нервной системы.
При этом в самих внутренних органах или в системах регуляции
может изменяться состояние биологически активных соединений:
увеличивается количество имеющихся, уменьшается их содержа-
ние, появляются новые. Все эти изменения могут соответствую-
щим образом воздействовать на состояние человека. Вышеска-
занное наглядно показывает неразрывную связь, взаимную обу-
словленность сложных мозговых, соматических и вегетативных
функций организма и, в конечном итоге, его целостность [174].
На участие внешнего дыхания в произвольной регуляции
сердцебиения указывает в своих исследованиях О.В. Кубряк [31].
У детей на высоте вдоха [4] сердцебиение учащается, а на выдохе
замедляется. Однако отмечают меньшую выраженность дыха-
тельной аритмии у детей дошкольного возраста по сравнению со
школьниками.
Некоторыми авторами отмечено, что у детей с нарушениями
речи исходное фоновое состояние систем регуляции сердечно-
сосудистой системы отличается более выраженным влиянием
симпатоадреналового звена вегетативной нервной системы по
сравнению с детьми группы контроля [24]. Другие исследователи
свидетельствуют о притормаживающем влиянии парасимпатиче-
ского отдела вегетативной нервной системы у детей и в покое, и,
особенно в эмоционально значимых ситуациях [88, 91, 106].