15
Вторая группа – нарушения применения средств общения. К
этому типу нарушений относится заикание, рассматриваемое как
нарушение коммуникативной функции речи при правильно
сформировавшихся средствах общения. Встречаются и случаи
комбинированного дефекта, при котором заикание сочетается с
общим недоразвитием речи [21, 33, 51, 52].
В анализируемой литературе встречается недостаточно дан-
ных, касающихся комплексного психофизиологического иссле-
дования детей с нарушениями речи. Большинство авторов огра-
ничивается электроэнцефалографическим исследованием детей.
Установлено [76] преимущественное поражение структур левого
полушария у детей с недоразвитием речи, сочетающееся в зави-
симости от формы нарушения с вовлечением структур правого
полушария. Вместе с тем, обнаружена специфическая роль пра-
вого полушария в формировании и реализации автоматизирован-
ных речевых рядов [34]. У детей с ОНР II уровня обнаружена
также наиболее диффузная и менее латерализованная, чем в нор-
ме, реорганизация ВП при повышении значимости воспринимае-
мой информации, т. е. при вовлечении в процесс восприятия пе-
реднеассоциативных структур – высшего звена регуляции и кон-
троля интегративной деятельности мозга [58]. У детей с заикани-
ем отмечено усиление маскирующего воздействия правого полу-
шария на процессы восприятия сенсорных стимулов в левом по-
лушарии (к усилению эффекта обратной бимануальной маски-
ровки) [41].
Таким образом, речевые расстройства достаточно распро-
странены в детском возрасте, влекут за собой недостаточность и
других сложных функций мозга, что негативно отражается на по-
ведении детей, мешает им адаптироваться в обществе.
Взаимосвязь высших функций мозга с вегетативными
и соматическими функциями
Известно, что высшие функции мозга человека тесно взаимо-
связаны с физиологическими процессами, обеспечивающими
трофику, дыхание, кровоснабжение, защитный синтез и другие
проявления жизнедеятельности организма [38, 56].