Стр. 14 - 2

Упрощенная HTML-версия

14
вой деятельности осуществляются в относительно автономном
режиме. Выделяют три уровня речевого развития: Первый (I)
уровень характеризуется достаточно большим пассивным слова-
рем ребенка и очень бедным активным запасом слов. Речь этих
детей напоминает лепет малыша, когда он только начинает гово-
рить. Даже когда у ребенка наблюдается расширение объема
предложения, конструкция его неправильно оформлена. Отмеча-
ется плохое звукопроизношение, а если слово состоит более чем
их двух слогов, то некоторые слоги просто выбрасываются. Вто-
рой (II) уровень характеризуется тем, что появляются постоянно
употребляемые слова, фразы становятся значительно длиннее.
Однако слова искажены, высказывания бедны, ребенок, в основ-
ном, ограничивается перечислением определенных предметов и
действий. На этом уровне возможно употребление в речи место-
имений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значе-
ниях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога бесе-
довать по картинке, рассказывать о семье. Более высокий третий
(III) уровень речевого развития характеризуется наличием раз-
вернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-
грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Де-
ти могут относительно свободно общаться с окружающими, но
нуждаются в постоянной помощи старших, вносящих в их речь
соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продол-
жает оставаться затрудненным и ограничено знакомыми ситуа-
циями. Четвертый (IV) уровень речевого развития характеризует-
ся остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразви-
тия лексики, грамматики, фонетики и связной речи. Такие дети
свободно общаются с другими людьми, пользуясь структурой не
только простых, но и сложных предложений, они довольно охот-
но вступают в диалог, могут самостоятельно задать несложные
вопросы и вполне адекватно ответить на вопросы окружающих.
Характерным проявлением недоразвития речи IV уровня является
затруднение при воспроизведении слов сложного слогового со-
става и звуконаполняемости. По мере развития речи это явление
постепенно сглаживается, но всегда обнаруживается, как только
ребенок сталкивается с произнесением новой для себя и сложной
звукослоговой и морфологической структурой слова [12, 33,
75, 77].