Стр. 13 - 2

Упрощенная HTML-версия

13
4.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого ап-
парата.
5.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном
слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
6.
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизноше-
ния, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами
речевого аппарата.
7.
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны ре-
чи, обусловленное органическим поражением ЦНС и рас-
стройствами иннервации речевого аппарата.
II.
Нарушения структурно-семантического (внутреннего)
оформления высказывания:
1.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие по-
ражения речевых зон коры головного мозга во внутриутроб-
ном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка.
2.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная
локальным поражением речевых зон коры головного мозга.
Нарушения письменной речи
1.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса
чтения.
2.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма
[21, 33, 77].
Психолго-педагогическая классификация построена на про-
тивоположном принципе – от частного к общему. В соответствии
с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две
группы.
Первая группа – нарушение средств общения включает:
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение
процессов формирования произносительной системы родного
языка у детей с различными речевыми расстройствами вслед-
ствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи – задержка развития речи при
нормальном слухе и первоначально сохраненном интеллекте. Для
детей характерно нарушение звукопроизношения, недоразвитие
фонематического слуха, ограниченный словарный запас и непра-
вильный грамматический строй. Отмечено, что у ребенка с об-
щим недоразвитием речи развитие и реализация языковой и рече-