61
Имя Бецкого неразрывно
связано с историей воспита-
тельных домов в
России. По
его проекту был создан Мос-
ковский воспитательный дом
(манифест Екатерины II от
1 сентября 1763 г.) (рис. 36).
Организация этого учрежде-
ния была до мельчайших по-
дробностей разработана Бец-
ким в его Генеральном плане
воспитательного дома.
Однако, ни в этом доку-
менте, ни в других однород-
ных с ним актах (уставы
шляхетского корпуса и вос-
питательных домов) Бецкой не обнаруживает самостоятельно-
го идейного творчества. В «Генеральном учреждении» – об-
щими афористическими выражениями, а в уставах – по пунк-
там, в приложении к практическим надобностям, изложены
педагогические воззрения западноевропейского рационализма.
Творчество Бецкого состоит лишь в том, что он из далеко
не совпадающих воззрений Локка, Руссо и Гельвеция, прини-
мая одно и отбрасывая другое, составил цельную эклектиче-
скую систему. В ее основе лежала задача создать новую поро-
ду людей. Образ нового человека определенно у Бецкого нигде
не рисуется, но, судя по разбросанным замечаниям, главной
его чертой было отсутствие тех отрицательных свойств, кото-
рые были характерны для современников.
Отдельные положительные штрихи таковы: «Человек, чув-
ствуя себя человеком, ...не должен допускать поступать с со-
бою как с животным»; «чтобы с изящным разумом изящней-
шее еще соединялося сердце»; «человек должен познать пра-
вила гражданской жизни».
Екатерина II, бывшая, как и Бецкой, последовательницей
просветительной философии, сочувствовала этой грандиозной
Рис. 36. Учреждение Екатериной
II Воспитательного дома.
Гравюра XIX в.