60
Одной из причин смертности населения вообще и детей в
частности были эпидемии – «поветрия», «моровая язва».
М.В. Ломоносов понимал, что осуществление намеченной
им программы по борьбе с детской заболеваемостью и смерт-
ностью встретится с большими трудностями. Но это его не
смущало. Пример недавнего царствования Петра I, которого
М.В. Ломоносов высоко ценил и воспевал, поддерживал в нем
веру во всемогущество просвещенного, энергичного руковод-
ства.
Особое значение придавал М.В. Ломоносов организации
воспитательных домов. Открытие Московского воспитатель-
ного дома он приветствовал торжественной одой: «...Из тяж-
кого для общества числа воздвигнуть с нравами похвальны
ремесла. Похвально дело есть убогих призирать – сугуба по-
хвала для пользы воспитать...».
Выдвинутая
Ломоносовым
идея создания воспитательного
дома, с которым он связывал зада-
чу борьбы с детской смертностью,
а также задачу подготовки необ-
ходимых России мастеров, ремес-
ленников (по типу французского
третьего сословия – tiers état),
вскоре нашла талантливого ис-
полнителя в лице другого выдаю-
щегося деятеля того времени –
И.И. Бецкого
(рис. 35).
Кроме того, по указанию Бец-
кого издавалось «Собрание раз-
ных известий Императорского
воспитательного дома», в которых
имеются интересные сообщения о первых годах существова-
ния этого учреждения. Приведем здесь краткие выдержки из
разработанных Бецким указаний и правил по организации вос-
питательных домов, по уходу за детьми и их воспитанию.
Рис. 35. Иван Иванович
Бецкой. (1704-1795).
Портрет Александра
Рослина (1777)