18
ния страданий роженицы, для защиты ребенка, независимо от
того, является ли такая практика рациональной или нет.
В тексте Берлинского папируса приведены фразы, которые
египетские матери использовали для успокоения плачущих де-
тей. Очень важным считалось время произнесения заклинаний.
Египтяне полагали, что наиболее надежную защиту ребенку
бог Ра обеспечивал ранним утром, когда всходило Солнце. Не
осталась без внимания и одежда целителя – это должна быть
накидка из тонкого белого полотна, в руках обязательно дол-
жен быть жезл.
Для того чтобы удержать магическую силу на длительное
время, делались специальные амулеты и талисманы. Некото-
рые амулеты могли представлять собой кусочек материи, над
которым были произнесены или на котором были написаны
заклинания. Иногда кусок материи завязывался узлами, кото-
рые играли важную роль в таких амулетах. Количество узлов
было четыре или семь. В Туринском папирусе имеется такая
фраза: «Если яд пройдет через эти семь узлов, которые бог
Хорус возложил на тело больного, то я не позволю Солнцу
утром появиться на небе».
Небольшое количество рецептов, в которых имеются упо-
минания об их применимости для детей, приведено в папирусе
Эберса. Это, прежде всего, заключение о жизнеспособности
новорожденного по его первому крику, рекомендации, касаю-
щиеся недержания мочи у детей и подготовки младенца к при-
ему обычной пищи.
Проникновение знахарок, ворожей, шептунов, шарлатанов
и т. п. в число бабок-повитух было весьма распространено, но
имело вторичный характер.
Многие из этих бабок-акушерок и педиатров от народной
медицины, несомненно, накапливали немалые знания в пределах,
возможных по тем временам, и передавали их из поколения в по-
коление. С этим явлением мы встречаемся уже в исторический
период научной медицины Нового времени. Например, еще в
XVIII в. в Англии и Франции существовала монополия акушерок
на оказание помощи роженицам и фактическое устранение от