19
этой деятельности врачей. Литературным свидетельством этого
является известное выступление видных акушерок Елизаветы
Найэль и Ла Пейер против врачей-акушеров, в частности, против
виднейшего акушера XVIII в. Смелли, знаменитый памфлет «Пе-
тиция нерожденных младенцев», в котором младенцы требуют,
чтобы их принимали и лечили только акушерки и чтобы к ним
совсем не подпускали врачей мужчин. Деятельность Амбруаза
Паре, выдающегося хирурга и акушера XVI в., наталкивалась в
этом вопросе также на большие трудности.
Историк
русской
медицины Л. Ф. Змеев в
своих «Чтениях по вра-
чебной истории России»
вспоминает: «Отец –
воспитанник универси-
тета – удачно лечил всю
округу домашними ап-
течными
средствами,
часто пользуясь для это-
го советами врачей. А
все-таки нашим семей-
ным лейб-медиком была
Давыдьевна, очень не-
далекого ума добрая
крестьянка...». «...Рядом
со знахарем выделяется
все яснее лечительница – повивальная бабка-лекарка, так как
наиболее частые заболевания: родильные, детские и женские
были всецело в руках женщины» (рис. 10).
Английский врач Джордж Армстронг указывал, что в Ан-
глии общепринятым являлось выражение: «Лучший врач для
дитяти – старуха». В XVII в. известный врач Альфонс Леруа
приводит старинную пословицу, сохранившуюся во Франции:
«Для дитя лучший врач – женщина». Список подобных выска-
зываний можно было бы продолжить.
* * *
Рис. 10. Акушерка принимает роды.
Средневековая миниатюра. XII в.