125
тетическом, патологическом и терапевтическом отношениях.
Частное учение объясняет: как именно показанные отличия
детского организма выражаются в разных поприщах (перио-
дах) детского возраста, или в продолжение того времени, ко-
торое заключается между окончанием утробной жизни мла-
денца и постепенным переходом детского возраста в зрелый.
§ 8. При всем том, однако же, Педиятрика в новейшие
только времена получила более самостоятельное значение; а в
прежние времена эта отрасль практической медицины не об-
ращала на себя особенного внимания врачей. Так, рассматри-
вая постепенный ход усовершенствования медицины, нельзя
не заметить, что учение о предотвращении и лечении болезней
детских всегда оставалось наиболее неполным, недостаточ-
ным. Конечно, распознавание и лечение детских болезней тре-
бует гораздо тщательнейшего наблюдения, гораздо большей
прозорливости и практического навыка, нежели как нужно то
в отношении к болезням взрослых особ; а для вполне искусно-
го врача детского нужны, по словам Гуфеланда, особенный
такт и особенно чувство семиотическое. Но как почти во все
времена были отличные наблюдатели, то учение об этом
предмете подвинулось бы несравненно далее вперед, если бы
врачи всех времен занимались им не менее, как и прочими от-
раслями практической Медицины. И хотя в классических со-
чинениях Сиденгама, Бургава, Фр. Гофмана, ван Свитена и мн.
др. описаны, между прочим, и болезни детские; хотя даже в
XVI столетии начался ряд особых сочинений о детских болез-
нях, однако же до самых новых времен писатели, занимавшие-
ся исследованием детских болезней, единогласно жаловались
на необычайное пренебрежение этого предмета, почти вполне
предоставленного особам, окружающим детей (нянькам, кор-
милицам, повивальным бабкам и пр.), и потому чрезмерно по-
темненного суеверием и предрассудками народными.
§ 9. К такому значительному и долговременному прене-
брежению детских болезней существенно содействовало весь-
ма давнее народное поверье о совершенной невозможности и
даже бесполезности лечения больных детей. Оно утвержда-