124
ми важное место занимает медико-практическое учение о
дет-
ском организме, или, так называемая Педиятрика (Pediatrica,
Pediatrice).
§ 4. Название «Pediatrice, Pediatrica» происходит от грече-
ских слов «дитя» и «врачебный», «врачебное искусство».
Следственно названиями «Pediatrice, Pediatrica, Pediatria» вы-
ражается собственно учение о лечении детских болезней, или
даже самое лечение детских болезней. И в таком именно
смысле название это было принято весьма многими врачами.
§ 5. Однако к основательному определению правил для со-
хранения здоровья детей и для лечения болезней их может
всего надежнее руководствовать по вышесказанному (§ 2, 3)
надлежащее соображение свойств детского организма, неиз-
менно выражающихся в здоровом и болезненном состоянии
его. По этой причине словом «Педиятрика» правильнее озна-
чается та отрасль практической медицины, которая, сличая ор-
ганические и динамические особенности детского возраста в
здоровом и болезненном состоянии его, выводит из таких осо-
бенностей правила для сохранения здоровья детей и для лече-
ния болезней их. Другими словами, значение Педиятрики вы-
ражается так: Педиятрика есть наука об отличительных осо-
бенностях в строении, отправлениях и болезнях детского орга-
низма и обоснованном на тех особенностях сохранении здоро-
вья и лечении болезней у детей.
§ 6. Сообразно с таким значением Педиятрики, легко
усмотреть можно цель этой науки, а также предмет ее. Именно
же целью Педиятрики, очевидно, есть, с одной стороны, спо-
спешествование правильному, с природою сообразному ходу
постепенного развития организма детского и свойственных
ему отправлений, а с другой стороны, удаление препятствий
правильности хода этого.
§ 7. Равно также из сказанного видно, что предметом Пе-
диятрики есть физиологико-диететическое и патологико-
терапевтическое учение о детском организме в общем и в осо-
бенности. Общее учение показывает: чем именно детский воз-
раст от зрелого возраста отличается в физиологическом, дие-