126
лось частию на том, что дитя, по нежности тела его, не легко
может переносить лекарство и строгую диету, частию же на
том, что, по неспособности дитяти к надлежащему объясне-
нию своих страданий, врач может иметь только неполное све-
дение о детских болезнях, и, следственно, стараясь пособить
больному дитяти, может вместо пользы принести ему вред.
Сверх сего, даже в сочинениях древних философов, встреча-
ются замечания, имеющие, по-видимому не малую связь с по-
мянутым предрассудком народным. Таким образом, по мне-
нию греческого философа Платона, выраженного в сочинении
его о Республике, дитя отличается большею, нежели всякое
животное, неукротимостию; и потому оно ни принимать ле-
карства, ни соблюдать данные предписания неспособно. Ари-
стотель, упоминая о частом появлении судорог у новорожден-
ных младенцев и даже о смертельном по большей части исхо-
де этой болезни, обыкновенно наступающем прежде седьмого
дня после рождения младенца, вовсе не говорит о каких-либо
врачебных мерах против болезни, столь гибельной для ново-
рожденных младенцев, а вместо того присовокупляет только,
что новорожденные младенцы, до 7-го дня по рождении их, не
получали никакого имени: так как, прежде этого дня, сохране-
ние жизни их слишком неверно. Даже у Египтян, имевших, как
Геродот утверждает, врачей почти для каждой части тела че-
ловеческого, вовсе не было врачей для детей.
§ 10. Но предрассудок, долго не допускавший врачей к по-
даванию помощи больным детям, нимало в том не препятство-
вал окружающим детей особам, для которых одно уже, до-
вольно частое, как известно, расстройство здорового состоя-
ния детского организма всегда служило сильным побуждени-
ем к прямому участию в пособии заболевшему дитяти. Осо-
бенно женщины, занимавшиеся во все времена подаванием
помощи роженицам и новорожденным младенцам, необходи-
мо лечили вместе и болезни не только женские, но и детские, и
передавали одним и другим запас средств против болезней
своего пола, а равно и против болезней детей, точно так, как