30
ному обследованию больного. Из врачебной истории болезни
следует выбрать те исследования, которые необходимы для под-
тверждения предполагаемого диагноза. Важно представить име-
ющиеся данные в динамике. Завершающим и исключительно от-
ветственным этапом курации и написания истории болезни явля-
ется раздел оформления синдромального диагноза и его обосно-
вание.
Процесс возникновения различных диагностических гипотез,
как правило, начинается уже с расспроса. При объективном и ла-
бораторно-инструментальном обследованиях с накоплением фак-
тов они могут подтверждаться или исключаться. При этом часто
возникают новые диагностические предположения, требующие
обоснования. Нередко при обследовании больного можно вы-
явить особые симптомы, которые служат «ключом» к диагнозу
(например, «поза просителя» при болезни Бехтерева, мелодия
сердца при митральном стенозе, выявление в мокроте ВК при ту-
беркулезе легких). Однако, чаще всего постановка диагноза —
это сложный, поэтапный процесс, требующий глубоких знаний
анатомии, физиологии, патологической физиологии, биохимии,
патанатомии, определенных навыков, а также знание общей ме-
тодологии диагноза.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являют-
ся:
•
метод аналогии;
•
индуктивный метод;
•
метод синтетической диагностики.
Суть
метода аналогии
заключается в том, что имеющуюся
клиническую симптоматику сопоставляют с той, что описана в
книге, то есть все сводится к сравнению и узнаванию. Этот метод
почти всегда используется, но только как начальный, ибо он огра-
ничивает мышление и ориентирован на классические варианты па-
тологии; он не пробуждает к поиску патогенетических связей
симптомов, часто учитывает лишь разрозненные признаки болезни.
Индуктивный метод
более сложен, чем метод аналогии.
При нем распознавание начинается с выявления первых призна-
ков болезни (жалоб, данных физического исследования и т. д.),
которые побуждают (индуцируют) к построению определенной
диагностической гипотезы (гипотетический диагноз). Это, в свою