29
мо получить исчерпывающий ответ на каждый вопрос этого раз-
дела в соответствии со схемой опроса. Наиболее частая ошибка
студента — это поверхностное представление о первых призна-
ках заболевания, их динамике на начальных этапах течения бо-
лезни, особенностях последующих обострений, причинах и кли-
нических проявлениях заболевания перед госпитализацией, мо-
тивах госпитализации. И последнее: отсутствие представления о
динамике симптомов от момента госпитализации до начала кура-
ции. Не следует излишне описывать хождения больного по ле-
чебным учреждениям, важно знать и отразить в истории болезни
результаты выполнения исследований, диагностические сужде-
ния врача, характер и эффективность проводимого лечения.
В анамнезе жизни
существенно выявить факторы, способ-
ствовавшие развитию настоящего и других заболеваний.
Методы физического исследования
— осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация — дают возможность объективно оце-
нить физическое, а через него и функциональное состояние орга-
нов и систем, выявить симптомы, характерные для определенных
патологических процессов. Здесь также важны последователь-
ность и полнота обследования.
Проведя расспрос и физические исследования больного,
необходимо глубоко осмыслить полученные данные, определить
диагностические гипотезы, изучить литературу (учебник, моно-
графии по рекомендации преподавателя), наметить план обследо-
вания больного, указав конкретно методы и их целесообразность.
После этого студент представляет больного преподавателю с по-
дробнейшим докладом результатов полученных исследований.
По просьбе преподавателя студент
должен уметь продемон-
стрировать технику физического исследования любого орга-
на или системы и объяснить патогенез имеющихся симпто-
мов.
За время курации, начиная со второго дня посещения, сту-
дент пишет дневник наблюдения за больным в течение 3—6 дней
в соответствии с рекомендациями в схеме обследования.
Лабораторное и инструментальное
обследование курируе-
мого больного идет в соответствии с планом лечащего врача.
Воспользоваться этими данными студент может лишь после того,
как отчитается перед преподавателем по расспросу и объектив-