8
ное содержание. Комплексное проявление скоростных способно-
стей вытекает из содержания соревновательной деятельности в
конкретном виде спорта. Поэтому работа над повышением ско-
ростных качеств спортсмена может быть разделена на два взаи-
мосвязанных этапа: этап дифференцированного совершенствова-
ния отдельных составляющих скоростных способностей и этап
интегрального совершенствования, на котором происходит объ-
единение локальных способностей в целостных двигательных ак-
тах, характерных для данного вида спорта.
Средствами скоростной подготовки являются различные
упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости вы-
полнения отдельных упражнений, максимальной частоты движе-
ний. Эти упражнения могут носить общеподготовительный,
вспомогательный и специальный характер. Для развития элемен-
тарных форм быстроты во всех видах спорта широко использу-
ются гимнастические упражнения и особенно спортивные игры,
предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных
качеств. Специально-подготовительные упражнения могут быть
направлены как на развитие отдельных составляющих скорост-
ных способностей, так и на их комплексное совершенствование в
целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в
соответствии со структурой и особенностями проявления ско-
ростных качеств в соревновательной деятельности и представля-
ет собой различные действия и приемы, характерные для данного
вида или группы видов спорта и требующие высокого уровня
скоростных качеств (прыжки, метания, удары, броски, приемы,
старты, рывки, ускорения и пр.).
Эффективным средством комплексного совершенствования
скоростных способностей являются соревновательные упражне-
ния. В условиях соревнований при соответствующей предвари-
тельной подготовке и мотивации удается достигнуть таких пока-
зателей скорости при выполнении отдельных компонентов со-
ревновательной деятельности, которые, как правило, трудно по-
казать в процессе тренировки с более кратковременными упраж-
нениями, с изолированным выделением упражнений чисто ско-
ростного характера (В.С. Келлер, В.Н. Платонов, 1993).
Эффективность скоростной подготовки во многом зависит от
интенсивности выполнения упражнений, способности спортсме-