98
блему? Не иначе, как учитывая человеческие ценности и не-
медицинские факторы, потому что если у нас нет определенного
отношения к жизни и ее ценностям, к смерти и ее месту и значе-
нию, нам не остается иного выбора, кроме как заставлять людей
жить, пока они не смогут со вздохом облегчения вырваться из
наших рук и войти в покой. Но это проблема, с которой должны
считаться профессиональные медики, она должна быть предме-
том размышления студента-медика. Да, жизнь – высшая цен-
ность, но является ли жизнью простое ее дление? Является ли
победой над смертью искусственное поддержание жизни в ком-
то, в ком ее не осталось? Является ли искусственное продление
жизни частью нашей человеческой борьбы за победу жизни над
смертью? Я не решаю эту проблему за вас, я ставлю ее вам; у са-
мого меня есть по этому поводу собственное мнение.
Надо принимать в учет и страдание. Нам теперь известны
средства облегчать физические страдания и душевные пережива-
ния и тоску. Оправдано ли употребление этих средств? Вы, вероят-
но, сразу пожмете плечами и скажете: конечно, разве не в этом
наша цель, разве не этого каждый, кто страдает, ожидает от нас?
Возможно и так, но в какой момент мы должны вмешаться и до ка-
кой степени? Это, опять-таки, вопрос человеческих ценностей. Ка-
кова нравственная ценность личности, которая перед лицом тяже-
лой утраты предпочитает погрузиться в бесчувственность, предпо-
читает избежать боли и страдания и ужаса утраты? Такая позиция
определяется отношением к жизни, отношением к смерти и отно-
шением к себе, определяется страхом, определяется она очень мно-
гим; но достойна ли она человека, можно ли ее оправлять?
Проще всего щедро снабжать пациентов успокоительными
средствами, аспирином, фенобарбитоном и прочим, чтобы никто
из них не страдал. Но какова цена этому?
Во-первых, только в противостоянии наш характер крепчает,
растет мужество, способность бороться и отстаивать наши ценно-
сти. Разве следует подрывать это, поощрять трусость, позволять лю-
дям жить в страхе и из-за страха уходить от вызова, который броса-
ют нам жизнь, смерть, страдание? С другой стороны – и это, думаю,
вполне очевидно – если начать облегчать боль: сначала вы способны
выдерживать какую-то ее степень, а затем меньше, еще меньше; и
когда вы уверены, что в любой момент можете быть избавлены от
боли, вступает новое страдание: боязнь боли. Есть люди, которые