Стр. 97 - 2

Упрощенная HTML-версия

97
это тело разрушается, что – если оно становится непристойной,
отвратительной, разлагающейся массой плоти и костей? Подумай-
те о проказе, подумайте о многих других заболеваниях, которые
могут превратить наше тело в нечто отталкивающее, отвратитель-
ное. А затем подумайте о том, как вы приводите себя, вернее, как
ваш величавый, прекрасный дух приводит это тело к врачу и гово-
рит: вот я, беспомощный, без надежды, в страхе. Я болен, я не
знаю, что мне делать, но ты – можешь спасти меня. Помоги, будь
внимателен к этому телу, отнесись к нему с благоговением, отне-
стись к этому телу заботливо!.. И как мы благодарны, когда врач,
к которому мы пришли, относится к телу с благоговением, цело-
мудренно. Как мы бываем благодарны, когда обнаруживаем, что
врач, которому мы доверили свое тело, понимает, что такое чело-
веческое тело: что это не просто материальная оболочка для наше-
го возвышенного уха, что тело – это и есть мы; и это настолько
верно, что если нет этого тела.
Все это лежит в основе чисто человеческого отношения вра-
ча. Но существует множество проблем, прямо связанных с меди-
цинской этикой. Один из элементов клятвы Гиппократа или ста-
рой врачебной клятвы гласит, что врач будет сохранять жизнь и
облегчать страдания больного. Практически вплоть до последней
войны не было проблем относительно пределов деятельности
врача. Лишь после войны ситуация вышла из-под контроля в том
смысле, что сейчас мы располагаем лекарствами и овладели хи-
рургическими и иными приемами, позволяющими унимать стра-
дание до ранее недоступных пределов, успокаивать душевные
муки и боль и продлевать жизнь. Так вот: до какого предела мы
вправе идти в этом направлении? Позволительно ли и возможно
ли двигаться в этом направлении до бесконечности или же есть
критерии, которые позволят нам (или заставят нас) войти в со-
трудничество со страданием и смертью?
В реальной ситуации мы не спрашиваем, точнее, вы не спра-
шиваете пациента, что он думает о жизни и смерти. Вы заставля-
ете его жить, вернее, не жить, а существовать, претерпевать
жизнь. Вы продлеваете его жизнь, заставляете его пережить себя
и претерпевать всю тяжесть и боль и тоску этого выживания
дольше, чем он бы хотел; и в этом этическая проблема для про-
фессиональных медиков. Но как возможно разрешить эту про-