96
него рак или лейкемия, что его подстерегает смерть, что ему
предстоит умереть. Надо пройти воспитание, надо решиться вос-
питывать в себе способность отзываться всем умом, всем серд-
цем, всем воображением на то, что случается с другими, но не
стараться ощутить почти нутром, почти физически страдание, ко-
торое не наше, эмоцию, которая не принадлежит нам. Пациент не
нуждается в том, чтобы мы ощущали его боль или его страдание,
он нуждается в нашей творческой отзывчивости на его страдание
и его положение, нуждается в отклике достаточно творческом,
чтобы он подвигнул нас к действию, которое в первую очередь
коренится в уважении, в благоговении по отношению к этому че-
ловеку. Не к анонимному пациенту, не к седьмой койке трина-
дцатой палаты, но к человеку, у которого есть имя, возраст, чер-
ты лица, у которого есть муж или жена, или возлюбленный, или
ребенок. К кому-то, кто должен стать для нас до предела кон-
кретным и чья жизнь, следовательно, значительна не только по-
тому, что таково наше отношение к жизни вообще, не потому,
что нас научили, что наша цель – оберегать жизнь, продлевать ее
как можно дольше и т.д., но потому что этот определенный чело-
век, нравится он мне или нет, значителен.
В отношениях между медиком и пациентом есть и другая
сторона, которая также связана с чувством сострадания, челове-
ческой солидарностью, с благоговением к его личному, един-
ственному, неповторимому существованию. Это – то, как паци-
ент отдает себя в руки врача и вверяет себя врачу. Тут есть эле-
мент, который представляется мне очень важным. Врач – это
мужчина или женщина, у кого есть сознание значимости и, я бы
сказал, священности человеческого
тела
.
Мы принимаем свое тело как нечто само собой разумеющееся,
в каком-то смысле мы им пользуемся, как только можем, но нико-
гда не думаем о нем (или очень редко) как о партнере, равноправ-
ном с душой. И когда это тело слабеет, когда болезнь, боль пора-
жает наше тело, тогда мы внезапно обнаруживаем, что мое тело –
это я сам. Я – не мое смятенное сознание, не мои чувства в трево-
ге, я – то тело, которому теперь грозит гибель, которое полно бо-
ли. Болезнь эта – не обязательно рак, мы можем лезть на стену от
зубной боли. Разве тот, кто болен – каждый из нас, все мы – не об-
наруживает, какое большое значение имеет наше тело? Что – если