142
основанием самоидентичности которой была ориентация на
научное знание. В результате биомедицина оказывается под
мощным давлением антисциентистски настроенной обществен-
ности, которое имеет целью, если не полный запрет развития но-
вейших биотехнологий, то по крайней мере их существенное
ограничение.
Диалектически необходимой противоположностью антисци-
ентизма выступает технократический прогрессизм, который
увлечен экзистенциально опасной игрой в бога – попыткой соб-
ственными силами, на основе собственного знания и по своему
образу и подобию произвести, выражаясь голливудским языком,
наделенный новыми улучшенными качествами "римейк" челове-
ка. Принципиальная неконтролируемость и непредсказуемость
последствий радикальных манипуляций на фундаментальном
биологическом (включая геномный) уровне превращает игру в
бога в своеобразную русскую рулетку.
Феномен либеральной евгеники
Нацисты, взяв на вооружение евгенические идеи и попытав-
шись воплотить их на практике в виде программы селекции
"арийской расы" с одновременным массовым уничтожением
"неполноценных" рас (евреев, цыган, славян и т.д.), столь серьез-
но дискредитировали евгенику, что в Европе на несколько деся-
тилетий этот термин исчез из научной литературы. Те, кто рань-
ше занимался евгеникой, становятся медицинскими генетиками,
антропологами, медицинскими социологами и т.д.
Реанимация идей евгеники начинается в 90-х годах XX в. в
результате грандиозных достижений биомедицинской науки и
практики. Следует прежде всего отметить успешную реализацию
первого этапа Международного проекта "Геном человека", стре-
мительное развитие новых репродуктивных технологий (экстра-
корпорального оплодотворения с последующей имплантацией
эмбриона в матку), методов преимплантационной и пренатальной
диагностики, генной инженерии и генотерапии, ДНК-
диагностики наследственной патологии, открытие и развитие
технологий манипуляции со стволовыми клетками, некоторые
успехи в разработке технологий ксенотрансплантации органов,