141
управления собственным здоровьем), до воздействия на генети-
ческий код человека и клонирования. Возможно, эпоха клиниче-
ской медицины уходит в прошлое, а на ее месте возникает какая-
то новая наука. Останется ли она медициной – кто знает
(Цит. по: Мишель Фуко. Рож-
дение клиники. – М.: Смысл, 1998.
С. 25-34)
П.Д. Тищенко
НОВЕЙШИЕ БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
[Анализ идей либеральной евгеники Ю. Хабермасом]
Успехи биомедицины, достигнутые в таких областях, как
трансплантология, новые репродуктивные технологии (искус-
ственная инсеминация, оплодотворение в пробирке и трансплан-
тация эмбриона), контроль рождаемости (аборт и контрацепция),
геномика (генодиагностика, генная инженерия, генотерапия, ге-
нетическая идентификация личности), психофармакология, ре-
аниматология и ряде других, проблематизируют традиционно
сложившиеся границы начала и конца человеческого существо-
вания, демаркации нормы и патологии, различения своего (соб-
ственного) и чужого, морального и аморального, легального и
криминального.
Указывая на угрозу существованию отдельных индивидов,
общностей и человечества в целом, которая связана с рискован-
ными экспериментами и практиками в современной биомедицине
(особенно в сфере геномных манипуляций), представители ан-
тисциентизма с новых позиций подвергают радикальной критике
и отрицанию просвещенческую идею человека, цементирующим