Стр. 140 - 2

Упрощенная HTML-версия

140
сти ее воздействия на человека. Впечатляющие попытки такого
анализа принадлежат, в частности, Жилю Делезу, который еще в
1990 г. описывал переход от «дисциплинарной» модели общества
к «обществу контроля». Одной из опор этого нового общества
служит маркетинг, который, в частности, успешно навязывает
«населению» – и каждому человеку в отдельности – не только
предметы и формы потребления, но и нормативные представле-
ния о здоровье, болезни и способах лечения. Благодаря развитию
СМИ представления эти приобретают невиданную убедитель-
ность и всеохватность, проникая даже в такие «медвежьи углы»,
где прежде сохранялись традиционные, «знахарские» способы
врачевания. Речь идет даже не только (и не столько) о рекламе
чудо-препаратов и приборов, которой пестрят многие газеты,
сколько о создаваемом в массмедиа идеальном образе здорового
тела как опоры и «симптома» социальной успешности. «Белозу-
бая улыбка», посещение фитнес-клуба, омолаживающие проце-
дуры превращаются в знаки престижного общественного статуса.
Предельным случаем такой «социально-нормативной» функции
медицины может служить косметология и пластическая хирур-
гия. Последняя, в частности, с недавних пор используется не
только для исправления видимых дефектов, но и в буквальном
смысле для наделения человека иным телом, причем моделью, с
которой «лепится» новая внешность, служит облик той или иной
кино-, теле- или поп-звезды. Замена собственного тела растира-
жированным в СМИ гламурным образцом мыслится в данном
случае как символическое причащение к социальному успеху и
богатству.
Вторая (тесно связанная с первой) ключевая черта «общества
контроля» – это изменение семиотического статуса человеческо-
го тела, его превращение из знака в код. Иначе говоря, телесный
язык, которым успешно пользовалась клиническая медицина в
борьбе с болезнями и который строился по аналогии с естествен-
ным языком, постепенно приобретает сходство с языком про-
граммирования. Примеров подобного рода изменений можно
привести множество – от нутрициологии, науки о питании орга-
низма на клеточном уровне (в частности, питания в соответствии
с группой крови, где группа крови служит «кодом доступа», поз-
воляющим человеку получить информацию, необходимую для