136
довало очистить ее от всего случайного, привходящего, индиви-
дуального. Более того, в задачу медицины входила нейтрализация
не только больного, но, как ни парадоксально, и врача – призван-
ного лишь оказывать содействие природе, помогать естественной
борьбе организма с болезнью. Как следствие, болезнь, «произрас-
тающая» в человеческом теле, подлежала наблюдению в привыч-
ной для больного среде: у него дома, в кругу его семьи. Только
здесь природа, подкрепленная заботливым уходом близких, мог-
ла действовать в полном согласии со своими законами.
Больницы-приюты XVIII века, слишком похожие на тюрьмы
или работные дома и объявленные искажают и осложняют при-
родный ход болезни – скопище недужных тел служит постоян-
ным очагом заразы, а их созерцание, в сочетании с тоской по до-
му, угнетающе действует на больного. Вообще болезнь при таком
подходе – явление «дикое», асоциальное. Проявляясь в более или
менее сложном социальном пространстве, она денатурализуется,
т. е. «социализируется»; чем плотнее окружающая человека сеть
общественных связей, то есть чем выше его положение, тем мно-
гочисленнее и разнообразнее его болезни. Переход от идеи «бо-
лезни-растения» – формы, антагонистичной, но и аналогичной
жизни, – к новому взгляду на человеческое тело, тот переход, ко-
торый Фуко именует «рождением клиники», радикально изменил
не только врачебные практики, но и, главное, место и функции
медицины в обществе. В институте клиники медицина обрела од-
новременно субъективное и социальное измерение.
По мнению Фуко, на излете Просвещения возникает новая
онтологическая основа медицины: болезнь оказывается формой
уже не жизни, но ее противоположности – смерти. Истина боль-
ного тела отныне перенесена в тело мертвое, рассеченное скаль-
пелем патологоанатома; историк медицины второй половины
XIX века Ш. Даренберг писал: «…Как только с помощью уха или
пальца стало возможным установить у живого существа то, что
обнаруживает только вскрытие трупа, описание болезни и, следо-
вательно, терапия вступают на совершенно новый путь». Однако
тем самым труп превращается в истину всякого живого тела; тело
же больное, предстает телом «неправильным», искаженным, от-
клоняющимся от нормы. Определять подобные отклонения, как
прежде, в домашних условиях затруднительно: процедура эта