Стр. 137 - 2

Упрощенная HTML-версия

137
требует сопоставления признаков и протекания болезни у неко-
торого (но не чрезмерного) числа больных. Иными словами, воз-
никает необходимость в реорганизации опыта прежних больниц
и в превращении их в клиники, где место общих палат занимают
компактные специализированные отделения и где пациент стано-
вится зрелищем – для лечащего врача, который, сравнивая раз-
личные симптомы, может выяснить их причины и последствия,
но также и для начинающих медиков, которые обучаются искус-
ству читать на человеческом теле знаки недуга, видеть детерми-
нанты болезни и ее развитие. Тем самым болезнь срастается с че-
ловеком, приобретает его индивидуальные – и не только физио-
логические, но и психологические, социопрофессиональные,
культурные черты. Следующим логическим шагом станет
оформление ключевой для современной медицины оппозиции
между нормой и патологической реакцией, которая вытеснит
прежнюю дихотомию здоровья и болезни.
Взгляд врача наделяется властью отличать патологию от
нормы, здоровье от отклонения. Отныне медицина не сводится к
совокупности врачебных практик, она несет знание о здоровом
человеке, и ее задача – распространять это знание в обществе. У
врачевания появляется новая ипостась: здравоохранение. В конце
XVIII столетия во Франции разрабатываются правила здоровой
жизни для каждой провинции, эти правила зачитывают во время
проповедей, месс, празднеств и иных социальных ритуалов. Ре-
волюционный миф об идеальном обществе вобрал в себя идею
всеобщего здоровья, расцветающего под тотальным и неусыпным
контролем медицины. По сути, она сделалась важной составной
частью идеологии, вытеснив и отчасти подменив прежнюю осно-
ву общественной морали, религию: врачи приобрели статус «ду-
ховников тела».
Однако утопия просвещенного – в буквальном смысле здоро-
вого общества имеет и оборотную сторону: ее реализация невоз-
можна без наделения медицины принудительной и даже караю-
щей функцией. По сути, здравоохранение и есть государственная
система надзора и наказания, действующая в двух направлениях.
Во-первых, она обеспечивает контроль за самими врачами,
ограждая народ от шарлатанов и знахарей. Создаются особые
структуры, призванные гарантировать квалификацию врача, при-