Стр. 133 - 2

Упрощенная HTML-версия

133
гласия. Важнейшим моментом является понимание пациентом
полученной информации.
Под компетентностью в биоэтике понимается способность
принимать решения. Выделяются три основных стандарта опре-
деления компетентности: 1) способность принять решение, осно-
ванное на рациональных мотивах; 2) способность прийти в ре-
зультате решения к разумным целям; 3) способность принимать
решения вообще. Таким образом, общим стандартом компетент-
ности является следующий: лицо компетентно, если и только ес-
ли это лицо может принимать приемлемые решения, основанные
на рациональных мотивах.
Существуют две основные модели информированного согла-
сия – событийная и процессуальная.
В событийной модели принятие решения означает событие в
определенный момент времени. На практике это выглядит сле-
дующим образом. После оценки состояния пациента врач ставит
диагноз и составляет рекомендуемый план лечения. Заключение
и рекомендации врача предоставляются пациенту вместе с ин-
формацией о риске и преимуществах, а также о возможных аль-
тернативах и их риске и преимуществах.
Взвешивая полученную информацию, пациент обдумывает
относительный риск и преимущества каждого вида лечения и за-
тем делает медицински приемлемый выбор, который наиболее
соответствует его личным ценностям. Однако в событийной мо-
дели недостаточно учитывается понимание пациентом получен-
ной информации, и возможность для размышления и интеграции
информации в систему ценностей пациента невелика.
В противоположность событийной модели процессуальная
модель информированного согласия основывается на идее о том,
что принятие медицинского решения – длительный процесс, и
обмен информацией должен идти в течение всего времени взаи-
модействия врача с пациентом. Лечение здесь подразделяется на
несколько стадий, которые могут быть охарактеризованы с по-
мощью основных задач, которые они ставят: 1) установление от-
ношений; 2) определение проблемы; 3) постановка целей лече-
ния; 4) выбор терапевтического плана; 5) завершение лечения.
В процессуальной модели пациент играет более активную
роль по сравнению с относительно пассивной ролью в событий-