129
индивидуальном уровне контроль пациента за принятием реше-
ний обеспечивается без обязательного участия больного в выра-
ботке каждого тривиального решения. Подобным же образом на
социальном уровне осуществляется контроль общины в сфере
здравоохранения. Сообществу непрофессионалов предоставляет-
ся (и следует предоставить) статус субъекта, вступающего в кон-
трактные отношения. Решения, таким образом, принимаются со-
обществом непрофессионалов, однако повседневные медицин-
ские решения могут приниматься медицинскими работниками на
основе доверия. Если же доверие утрачивается, то расторгается и
контракт.
Медицинская этика в эпоху биологической и социальной ре-
волюций рассматривает громадное количество новых и трудных
моральных проблем: искусственное оплодотворение, нейрохи-
рургия, «пилюли счастья», смерть мозга и использование меди-
цинской технологии в военных целях. Однако повседневные кри-
зисные ситуации в моральном плане могут и не быть столь неор-
динарными. Является ли медицинская проблема неординарной
или же она не более сложна, чем обычная задачка по физике, и в
том и в другом случае решающую роль в ней будет играть дух
моральной ответственности, который зависит от выбора соответ-
ствующей модели моральных отношений между сообществами
профессионалов и непрофессионалов. Это и есть подлинное ос-
нование для медицинской этики в эпоху революционных преоб-
разований.
(Цит. по: Вич Р. Модели мо-
ральной медицины в эпоху революци-
онных изменений // Вопросы фило-
софии. – 1994. – №3)
Т.А. Покуленко
ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ:
ВЫЗОВ ПАТЕРНАЛИЗМУ