127
если бы эти показатели были достигнуты за счет уменьшения за-
боты об охране здоровья определенных групп людей внутри об-
щества, то это было бы с моральной точки зрения неприемлемым.
3. Модель коллегиального типа
В модели технического типа врач превращается в водопро-
водчика, лишенного каких-либо моральных качеств. В модели
сакрального типа моральный авторитет врача оказывает такое
влияние на пациента, что подавляет его свободу и достоинство.
Пытаясь более адекватно определить отношение «врач – паци-
ент», сохранив фундаментальные ценности и обязанности, неко-
торые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть
друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – к ликвидации
болезни и защите здоровья пациента. Врач – это «друг» больного.
Именно в модели коллегиального типа доверие играет решаю-
щую роль. Когда два человека или две группы людей действи-
тельно отстаивают общие цели, их доверие оправдано, и модель
коллегиального типа адекватна. Таков солидарный способ взаи-
модействия соратников. Здесь налицо равенство и в достоинстве,
и уважении, и в мире содействия, что не было присуще преды-
дущим моделям.
Однако социальный реализм вынуждает нас задать непростой
вопрос: существует ли на деле какая-то реальная почва для взаи-
модействия, для общих целей и интересов, что и позволило бы
использовать модель неуправляемого сообщества коллег в отно-
шениях «врач – пациент»?
Какие-то признаки сообщества, движимого реальными об-
щими интересами, возникли в радикальном движении в защиту
здоровья и в бесплатных клиниках, но все же надо констатиро-
вать, что этнические, классовые, экономические и ценностные
различия между людьми превращают принцип общих интересов,
необходимых для модели коллегиального типа, в пустую мечту.
Необходимо создать модель, в большей мере соответствующую
условиям и допускающую равенство между пациентом и врачом
в сфере морали, не принимая утопическую посылку коллегиаль-
ности.