Стр. 125 - 2

Упрощенная HTML-версия

125
а) Приносить пользу и не наносить вреда. Некоторые этики
считают принесение пользы и ненанесение вреда двумя различ-
ными принципами, придавая большой моральный вес последнему
принципу. Это характерно и для профессиональной медицинской
этики. В действительности же различие состоит в том, что в той
совокупности моральных норм, которыми руководствуются ши-
рокие слои общества, принцип: «Принося пользу, не нанеси вре-
да», существует в широком контексте и составляет лишь один
элемент всего множества моральных обязанностей.
б) Защита личной свободы. Фундаментальной ценностью
общества является личная свобода. Личная свобода и врача, и па-
циента должна защищаться, даже если кажется, что это может
нанести какой-то вред. Вот почему определенным пациентам, за-
ранее осведомленным законным образом, общество разрешает
отказываться от процедуры переливания крови или от других ви-
дов медицинской помощи, хотя большинству людей кажется, что
в результате этого больному наносится огромный вред. Мнение
никакой частной группы не может служить авторитетом при ре-
шении вопроса о том, что приносит пользу, а что наносит вред
(когда противятся назначению процедур, необходимых для до-
стижения заранее определенных полезных или вредных результа-
тов). Допустить обратное означает ошибочно расширить сферу
действия специальных знаний.
в) Охрана человеческого достоинства. Равенство всех людей
по их моральным качествам означает, что каждый из них облада-
ет основными человеческими достоинствами. Личная свобода
выбора, контроль за своим телом и за собственной жизнью со-
действуют реализации человеческого достоинства. Многие шаги
в процессе госпитализации, оказания медицинской помощи и со-
держания пациентов, особенно тяжело больных, заключают в се-
бе угрозу человеческому достоинству. Истощенному, дряхлому
человеку, которого с жизнью связывают внутривенные трубки,
трахеотомия и колостомия, трудно поддерживать чувство соб-
ственного достоинства. И ничего нет удивительного в том, что
многие предпочитают возвратиться домой и там умереть. Ведь
именно там, под родным кровом, они обретают силы и чувство
достоинства.