Стр. 124 - 2

Упрощенная HTML-версия

124
Известный социолог медицины Роберт Н. Вильсон характе-
ризует эту модель взаимоотношения «врач – пациент» как са-
кральную. «Кабинет врача или больничная палата, например, –
говорит он, – имеет некую ауру святости»: «...пациент вынужден
смотреть на своего врача как на человека, отстраненного от всего
прозаического и мирского».
Модель сакрального типа приводит к тому, что я называю
«Синдромом как». Проявляется он в словах, но сама болезнь но-
сит моральный характер. Основным диагностическим признаком
служит фраза: «говоря как...» Так, консультируя женщину, при-
нимавшую во время беременности талидомид, врач говорит:
«Шансы не в пользу рождения нормального ребенка, и, говорю
вам как врач, – в данной ситуации риск не оправдан». Следует
спросить, что позволяет человеку с медицинским образованием
произносить эти слова как врача, а не как друга, как нравственно-
го человека или как священника?
Основной моральный принцип, который выражает традицию
сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси
ему вреда». Современная критика принципа ненанесения вреда
пациенту в чем-то созвучна критике патриархата. Патриархат,
господствовавший длительное время, – это лишь иная форма вы-
ражения той же модели сакрального типа. Слово «Отец» тради-
ционно служило метафорой для Бога и для священника. И в клас-
сической литературе по медицинской социологии, в той же самой
литературе, которая использует религиозные образы в качестве
аналогии для выражения взаимосвязи «врач – пациент», всегда
употребляются образы родителя и ребенка. Именно такой патер-
нализм в сфере ценностей и выражен в моральном принципе:
«Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда». Лишая паци-
ента возможности принимать решения, он перекладывает ее на
врача. Тем самым патернализм сводит до минимума все другие
моральные основания, необходимые для сбалансированной эти-
ческой системы. И хотя группа медиков-профессионалов может
утвердить этот принцип в качестве принципа профессиональной
морали, ясно, что в обществе существует гораздо более широкий
набор моральных норм. Что мог бы включать в себя этот более
широкий набор норм?